Оформление храмов и костелов к рождеству. Символы рождества Украшаем храм к рождеству

Ветхозаветные Писания пронизаны ожиданием Мессии, Который спасёт всё от смерти, и потому, ночь рождения Христа особенная. В эту ночь обычно не спят, к этой ночи готовятся, запасают подарки, украшают дом и храм. В нашем храме многие хотели помочь с украшением, и за три дня 22 человека успели поучаствовать.

Идейный вдохновитель «Украсы», Ольга Стогова, предложила создать огромную Вифлиемскую звезду, и закрепить её на хоросе. Согласно Священному Писанию, эта звезда явилась на Востоке Вифлеема, и привела волхвов к пещере, в которой родился Христос, поэтому при воссоздании ночи Рождества Христова, было решено на хоросе, над вертепом (на церковнославянском языке пещера - это вертеп), зажечь звезду и в нашем храме.

Многие путают шестиконечную звезду Давида и восьмиконечную Вифлеемскую звезду, так как обе имеют отношение ко Христу. В первом случае это происходит потому как евангелист Матфей, писавший своё Евангелие для уверовавших Иудеев, в самом начале книги, в родословии Христа, называет Его «Сыном Давидовым, Сыном Авраамовым» (Мф.1:1).

С благословения настоятеля храма протоиерея Игоря Бачинина, с молитвой Святому Спиридону Тримифунтскому, мы начали разрабатывать план реализации нашего фантастичного проекта. Идея была смелой и технически не совсем понятной, однако наш главный консультант по флористике, Елена Николаевна, поддержала нас и своим одобрением и материалами, что, конечно, добавило веры в реальность задуманного.

Во время работы было совершенно очевидно, что результат каждого этапа был абсолютным чудом. Чудом молитвы. В каком-то смысле, мы изобретали велосипед, открывая для себя технологии, наверняка давно известные флористам. Хотя, кто знает, возможно, наши крепления цветочных композиций - новое слово во флористике, и теперь мы можем давать мастер-классы))

Христос родился в Вифлеемской пещере, и потому воспроизводя события той благословенной ночи, мы начали свой труд с вертепа для иконы Рождества. Деревянный каркас, пихтовые ветви, прекрасная гипсофила, в купе с нашим добрым настроем, помогли соорудить надёжный вертеп.

Храмовая флористика включает в себя, помимо букетов в вазах, и более сложные композиции из настенных гирлянд, арочных форм для икон и многих других элементов. Проволока, металлическая сетка, зелень рускуса, еловые ветви, зелёный оазис или пиафлор (с англ. флористическая пена) для подпитки цветов - это основные материалы для наших композиций. Губку пиафлор мы пропитали водой, нарезали длинными брусочками, упаковали в пищевую пленку, завернули в сетку (каркас может быть пластиковым или из рапицы), аккуратно воткнули в губку цветы, и за крючки повесили украшение на хорос.

Православные храмы не предполагают слишком яркой доминирующей красоты, чтобы от главного действа ничего не отвлекало, а только дополняло, и поэтому, выбирая цветы, мы отдаём предпочтение тем, что без резкого запаха (чтобы запах ладана не перебить), не ядовитым и без шипов (у роз шипы срезаем). Церковных канонов об украшении храма нет, но традиционно, в Рождество, храм украшают зелёными и белыми цветами - символами чистоты и начала новой жизни. Они не только создают торжественное настроение, но и подчёркивают глубокий духовный смысл богослужения.

Живая красота как проповедь смирения свидетельствует о присутствии Бога. Уместно тут вспомнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Можно еще учиться смирению при виде красоты и нежности у цветов и их скорого увядания. Хороши и нежны цветы, но нечем им гордиться: они не свои, а Божии, и притом скоро увядают. Точно так же и красивые люди и величественные мужи, как цветы полевые и стройные дерева, — ничем не могут похвалиться: Божие творение их тело, ничего в нем нет у них своего, о душе и говорить нечего, она также вся Божия...».

Руководитель нашей «Украсы» Ольга Стогова выражает слова благодарности всем, кто принимал участие в украшении храма, и приглашает желающих принять участие в украшении храма к Пасхе. С предложениями помощи по украшению храма можно обращаться лично к Ольге Стоговой или по тел. 8-912-240-43-90.

Рождество - самый светлый и самый популярный праздник в году! Хотите создать настоящую рождественскую атмосферу в храме?

Мы поможем Вам достойно украсить храм к православному или католическому рождеству!

Вы можете заказать у нас новогоднее оформление территории и входа, рождественские композиции в помещение, рождественский вертеп и другие услуги.

Услуги по новогоднему оформлению храмов и костелов

Мы предлагаем услуги по оформлению католических костелов и храмов к Рождеству. Наши опытные дизайнеры и декораторы предложат вам варианты украшения, которые будут отвечать всем требованиям рождественских традиций.

Примеры рождественского оформления храмов и костелов

Рождественский вертеп

Традиция установки в храмах и костелах рождественского вертепа, угасшая в России в советский период, сегодня вновь возрождается и набирает прежнюю популярность.

С помощью объемных фигур из различных материалов вертепные композиции детально воспроизводят сцены Рождества Христова, позволяя посетителям храма как бы стать свидетелями всего происходившего в Вифлееме, проникнуться торжественностью момента.

Оформление рождественского вертепа - дело ответственное и сложное. Оно требует и знания религиозной символики, и владения всем спектром технологий современных рукоделий.

С приближением светлого Рождества Христова многие верующие спешат посетить храм, чтобы совершить обряды, которых требуют религиозные каноны.

К этому времени церкви и соборы заметно преображаются, как бы сообщая своим посетителям о значимости праздника для всего христианского мира.

Однако православные традиции не приветствуют чрезмерной яркости и пышности в рождественском декоре, потому предпочтение здесь отдается лаконичным украшениям.

Оформление православного храма к Рождеству обычно заключается в использовании такого классического декора , как еловые и цветочные гирлянды.

В некоторых храмах допускается нарядная елка, при оформлении которой часто используют игрушки в виде звезд и фигурок ангелов - преимущественно в серебристо-зеленой цветовой гамме.

Главные иконы храма могут быть обрамлены цветочно-хвойной гирляндой: из традиционных еловых лапок, веток можжевельника, пихты, туи. Среди цветов безусловными лидерами являются белые игольчатые хризантемы и лилии, но можно использовать и гвоздики, и розы.

При оформлении храма важно учитывать не только его масштаб и общую стилистику, но и пожелания его служителей.

Так, даже если речь идет о минимуме декора, сделать пространство сакрального сооружения более торжественным и создать настроение праздника помогут простые еловые ветки.

Пышная хвойная гирлянда может украшать вход в храм, а внутри хорошо будут смотреться отдельные цветочные композиции и композиции с крупными декоративными свечами. Это позволит создать у присутствующих ощущение торжественности и значимости Рождества Христова.

Оформление костела к Новому году может быть как предельно лаконичным, так и достаточно щедрым: каноны католической веры в этом отношении являются более демократичными.

Потому под Рождество буквально в каждом костеле можно увидеть эффектные и пестрые праздничные декорации - пышные еловые гирлянды и нарядную елку.

Эта зеленая гостья может быть богато украшена не только стеклянными игрушками, но и хлебной выпечкой, свечами, а на макушку ее будет водружена Вифлеемская звезда как символ рождения Иисуса Христа и величайшая католическая святыня.

Одним из главных католических украшений для костелов и простых домов считается рождественский венок . Такие венки плетутся из лозы и хвойных веток, украшаются игрушками, лентами, цветами, шишками и размещаются на обеденном столе либо на входной двери.

При этом в венки для стола обязательно устанавливаются четыре свечи - по количеству недель Рождественского поста.

Европейские традиции приписывают венку свойства талисмана, который в течение всего наступающего года будет притягивать в дом счастье, спокойствие и благополучие.

Обилие декоративных элементов и разноцветье красок - основные черты рождественского католического декора. Однако щедрое украшение интерьера гирляндами сегодня нередко уступает место оригинальным цветовым экспериментам.

Как правило, это оказывается сочетание природного оттенка вечнозеленой хвои с одним определенным цветом.

Так на смену традиционным для католического Рождества ярко-алому, насыщенно-красному, серебряному и золотому приходят более сложные сочетания зеленого с пурпурным, белым, лиловым, голубым, розовым.

Новая палитра придает рождественскому декору особую оригинальность и создает ощущение приближающегося чуда.

Ваши удобства при заказе новогоднего декора у нас:

Учитываем традици


Выезд в храм по Москве бесплатно!


Индивидуальный проект декора


Скидка 10% для храмов и церквей

07.01.2017

Рождество Христово – самый главный среди двунадесятых праздников Православной Церкви. Из Евангелия мы знаем, что Пресвятая Дева Мария перед рождением своего Сына вместе с праведным Иосифом пришли в Вифлеем. В те дни проходила перепись населения, и народу в городе было очень много. Иосифу с Марией негде было переночевать, и они разместились в пещере, где пастухи обычно укрывались с овцами в непогоду и ночевали. Родившегося Младенца Христа положили в кормушку для скота – ясли. Пастухам, находившимся недалеко от пещеры, явился ангел и возвестил великую радость о рождении Спасителя, также им было видение множества ангелов, которые славили Бога. Пастухи первыми пришли поклониться Христу. Событие пришествия в мир Спасителя, рождающегося от Девы Марии, очень важно для всего человеческого рода. Все писания Ветхого Завета пронизаны ожиданием Мессии, который спасет людей от греха и смерти, примирит с Богом после грехопадения Адама. Этот великий день для всего христианского мира всегда сопровождался красивыми народными обычаями. Он считается одним из главных семейных праздников.

На первом месте в праздничном торжестве, конечно, стоит богослужение – всенощное бдение и литургия, которая по традиции совершается ночью. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Богослужебные тексты: стихиры, ирмосы, тропари канона – раскрывают догматический смысл этого великого праздника. Они являются шедеврами как по смыслу, так и по поэтике и мелодии, потому что написаны святыми при благодатной помощи Бога.

Но праздник Рождества Христова не остается в рамках богослужебного, церковного празднования. Это событие в большей или меньшей степени затрагивает все слои общества, шествует по улицам в украшениях, народных гуляниях, песнях, собирает и объединяет людей в различных мероприятиях, поздравлениях и подарках. Храмы, улицы, дома наполняются различными атрибутами, свойственными этому великому празднику. Рождество Христово возрождает в душах людей доброту, любовь друг к другу, веру в чудеса.

Хотя в России основной гражданский зимний праздник – это Новый год, все равно даже у нецерковных людей не остается без внимания торжество родившегося Спасителя. Пусть в самом малейшем проявлении, в простом поздравлении «С Рождеством!», даже не до конца осознаваемом, а просто потому что так принято – люди славят пришедшего в мир Христа, становятся участниками исполняющихся ветхозаветных обетований о спасении всего мира.

Неизменным спутником праздника Рождества Христова является рождественская ель. Самыми красивыми считаются пышные и пушистые елочки. Елями украшают храмы, из еловых веток делают украшения на иконы, большие ели с гирляндами и шарами ставят на площадях и улицах. Ну и, конечно же, елку приносят в дом, где она сразу дает ощущение торжества, создает атмосферу праздника. В день перед сочельником на елке развешивают разноцветные лампочки, игрушки, конфеты, гирлянды. Под елку кладут подарки.

В наше время большинство людей приносят в дом и наряжают елки именно к Новому году. Но так было не всегда. До Петровской эпохи Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше – на 1 марта. Однако Петр I, желая идти в ногу с Западом, запретил праздновать Новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Тогда же он ввел украшения «от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще.


Вначале их украшали орехами, конфетами и фруктами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины XIX века. В то время Россия жила по юлианскому календарю, и Рождество праздновалось до Нового года – 25 декабря, поэтому было принято наряжать елки именно к Рождеству.

В Европе этот обычай пошел из Германии. Первое упоминание о ели связано с монахом Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, не затронув лишь молодую ель. Монах восславил ель как Христово дерево, и в дальнейшем она стала главным атрибутом праздника. Традиция украшать елку распространилась в Германии и скандинавских странах в XVII веке. Первые рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а также фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда, а затем и рождественские свечи.

Такой груз был слишком тяжел для дерева, и немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить ими фрукты и другие тяжелые украшения.

Восковые свечи тоже являлись непременным атрибутом новогоднего елочного оформления вплоть до распространения электричества. Это было весьма опасное украшение, поэтому в гостиных всегда держали ведра с водой на случай пожара. Первая электрическая гирлянда появилась в 1895 году в США и украшала рождественскую ель перед Белым домом. Идея использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису.


В начале XX века в виду происходивших тогда политических событий, и в особенности вступления России в Первую мировую войну, в нашей стране рождественская елка оказалась в изгнании – в 1914 году началась активная антинемецкая кампания. Святейший Синод назвал рождественскую елку «вражеской, немецкой затеей», чуждой православному русскому народу, и издал указ, запрещающий устройство елок в школах и гимназиях.

После революции 1917 года елки на несколько лет опять были возобновлены. В конце января 1918 года Советом народных комиссаров был издан декрет, переводивший Россию на григорианский календарь, который «обгонял» юлианский на 13 дней. Но Православная Церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество, как прежде, по юлианскому календарю. С тех православное Рождество в России стало отмечаться 7 января, то есть после Нового года. С 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена в 1929 году празднования в стране Рождества. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с рождественским праздником отменялась и елка, уже прочно «сросшаяся» с ним. Елка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Елки были разрешены только в конце 1935 года. Это произошло по предложению первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева и было одобрено Иосифом Сталиным. Можно сказать, это хвойное дерево стало символом нового праздника, получившего простую и четкую формулировку: «Новогодняя елка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Устройство праздников – новогодних елок – для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь елки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, и сейчас для большинства русских людей елка связывается именно с новолетием. Так Рождественская елка стала новогодней.

Рождественский венок

Из еловых веток создают еще одно украшение для дома – рождественский венок. Обычно он делается не очень большим, чтобы было удобно повесить его на входную дверь, но и не очень маленьким, чтобы издалека было видно, что в этом доме рады гостям, приходящим с рождественскими поздравлениями. Такие венки бывают очень разнообразными, насколько хватит фантазии. Они украшаются разноцветными лентами, шишками, цветами, фигурами ангелов, яблоками, искусственным снегом, снежинками и звездочками. Если в центр венка поместить колокольчик, то при открывании входной двери он обязательно звякнет и оповестит хозяина о прибытии гостей.


Рождественский венок делают и для украшения праздничной трапезы – на нем устанавливают свечи.

Изначально рождественский венок появился в западных странах как украшение в предрождественское время. У католиков и лютеран время предрождественского периода, во время которого они готовятся к празднику, аналогичное периоду Рождественского поста в православных странах, называется адвент. В первое из четырех воскресений адвента зажигается первая свеча, на следующей неделе – вторая, потом третья и четвертая.

Рождественский венок был введен гамбургским лютеранским теологом Иоганном Вихерном, взявшим на воспитание нескольких детей из семей бедняков. В адвент дети постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до Рождества, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный двадцатью четырьмя маленькими и четырьмя большими свечами. Каждое утро в этом венке он зажигал по одной маленькой свечке, а по воскресеньям – большую.


Такой венок еще называется «венок адвента». Последовательное зажигание свечей символизировало возрастающее ожидание рождения Христа, Который есть «Свет миру».

Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Его круг также символизирует вечную жизнь, которую дарует воскресение.

Младенец Христос родился в Вифлееме, в пещере пастухов. На церковнославянском языке пещера – это вертеп. Такой вертеп как объемное изображение события Рождества Христа в рождественский сочельник устанавливают в храме или в церковном дворе.

Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей. Постоянной остается только сцена у яслей, где Богородица и праведный Иосиф склонились над родившимся Младенцем-Христом. Украшают вертеп еловыми ветвями, цветами и светящимися гирляндами.


Композиция вертепа может изображать не один какой-то момент Рождества Христова, а совокупность событий; чаще всего в ней вместе изображается поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. Могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет, волхвы в пути, волхвы у Ирода.

В православных храмах иногда вместо главных персонажей – Святого семейства – используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками.


Как дополнительные персонажи около Младенца могут присутствовать вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях. Среди пастухов с овцами один из пастухов часто изображается несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазии автора в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов, их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы. В традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. Это объясняется тем, что в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец-Христос. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется традициями иконографии.


Свое начало объемное изображение событий Рождества берет от святого Франциска Ассизского, который в 1223 году рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину праздника. С тех пор традиция создания рождественских сценок стала ежегодной. Со временем фигурки меньшего масштаба стали вырезаться из дерева, из них составлялись искусно выполненные композиции. Сначала вертепы выставлялись только в церквях, но со временем их наполнение становилось все более тщательным, подробно показывающим жизнь итальянского крестьянина, и в итоге вертепы были вынесены на улицу и стали демонстрироваться за пределами храмов. Затем знатные жители принялись соревноваться друг с другом, чей вертеп сделан искуснее, таким образом, повлияв на развитие этого вида прикладного искусства.

В России устроение вертепов стало распространяться с XVII века.

Вифлеемская звезда

Неизменная спутница события Рождества Христова в иконографии – это яркая звезда, которая, согласно Священному Писанию, явилась «на востоке» и привела волхвов к Вифлеемской пещере. Феофилакт Болгарский пишет о звезде, что это «была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды». Так как волхвы занимались наукою о звездах, то Бог привел их ко Христу этим для них знакомым знаком. К тому же она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, и останавливалась, когда останавливались они.

При устроении вертепа Вифлеемскую звезду часто располагают над младенцем Христом, лежащем в яслях.


Звезда как символ праздника занимает важное место и в украшении рождественских елок, венчая собой верхушку дерева. Даже в советский период звезда на елках осталась, только плавно была заменена с восьмиконечной Вифлеемской на пятиконечную.

Рождественское угощение

Немаловажным этапом празднования Рождества Христова является трапеза. Так как праздник Рождества предваряет продолжительный сорокадневный пост, верующие люди после богослужения идут по домам разговляться. Для праздничной трапезы заранее готовится обильное угощение, которое сравнимо с пасхальным. Тут и мясные блюда, и различные салаты, и молочные продукты, и самая разнообразная выпечка. Стол застилается праздничной скатертью, а для большего уюта на него ставятся зажженные свечи.


Главным же и обязательным блюдом для рождественского стола во многих странах Европы является рождественский гусь, рождественская индейка или утка. Обычно берут крупную птицу, чтобы угощения хватило на всех участников застолья. Гусь готовится в Германии, Дании, Греции, России. По классическому рецепту жирного гуся запекают в духовке целиком, приправляя картофелем и овощами, также используют яблоки и чернослив. Разрезают готовое блюдо уже непосредственно на праздничном столе.

Рождественская индейка больше распространена в Англии и США. На Руси традиция целиком запекать крупную птицу или большие куски мяса связана с особенностями устройства русской печи, которая позволяла успешно готовить крупноразмерные продукты.

К Рождеству готовят много разной выпечки. Можно выделить плоские имбирные пряники, которые обладают уникальным ароматом. Их делают совершенно разными: и в форме звездочек, и в форме елочек, и в форме животных. Пряники украшают разноцветной глазурью, дарят друг другу, а также развешивают в качестве вкусных украшений на елку.

Но, пожалуй, самое желанное украшение рождественского стола – это выпечка в форме агнца или барашка. Сама идея изображать барашков очень древняя, ей около двух тысяч лет. Во время археологических раскопок храмов раннего христианства в древних катакомбах учёные находят на стенах изображения ягнят. Древние христиане изображали таких агнцев на стенах как символ Иисуса Христа, потому что во многих местах Священного Писания Он именуется «Агнец Божий». Поэтому и на праздник Рождества выпекают красивых барашков.


По вкусу рождественский агнец – это что-то среднее между кексом и куличом. В тесто можно добавлять изюм или цукаты. Выпекаются такие барашки в специальных формах. После того, как готовое изделие остынет, рекомендуется немного срезать низ, чтобы барашек ровно стоял на праздничном столе, и посыпать его сахарной пудрой.

Подарки

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Конечно, при подмене в советский период Рождества Новым годом для многих наших сограждан традиция дарить подарки переместилась на новогоднюю ночь. Но церковные люди понимают, что, несмотря на всю важность даты 1 января как начала года, начала нового этапа в общественной гражданской жизни, все-таки праздничное настроение, душевное и духовное ликование более уместны после окончания поста, в праздник Рождества Христова.

Когда родился младенец Христос, волхвы принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе особую звезду, отправились за ней и пришли к бедным Вифлеемским яслям. Их звали Каспар, Мельхиор и Валтасар. Золото восточные мудрецы преподнесли Христу как царский дар, показывающий, что Иисус родился, чтобы быть Царем. Ладан – это дар Христу как Богу. Также он является священническим символом, так как Иисус пришел стать новым Учителем и истинным Первосвященником. Смирна являлась указанием на искупительную жертву Христа за все человечество, так как ею помазывали тело умершего человека. По образу даров, преподнесенных восточными мудрецами Христу, возникла традиция дарить друг другу подарки на Рождество.


Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви. Ладан и смирна, принесенные волхвами раздельно, позже были соединены в небольшие шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы – Божественная и человеческая.

Также обычай дарить рождественские подарки идет от древних повествований о святом Николае Чудотворце. Праздник святителя Николая Мирликийского отмечается 19 декабря, незадолго до Рождества. Из его жития известно, что он помогал бедным и нуждающимся. Особенно выделяется история о том, как он помог одному бедняку, имевшему трех дочерей и впавшему в отчаяние от того, что не может их прокормить. Святитель Николай помог отчаявшемуся человеку, подкинув ему в дом три раза по мешку золота, и девушки после этого смогли выйти замуж. Святитель Николай старался помогать людям, оставаясь при этом незамеченным. Отсюда впоследствии пошла традиция оставлять подарки под елкой ночью, пока все спят. В западной традиции Николай Чудотворец стал прообразом всем известного персонажа – Санта-Клауса.


В русской литературной традиции Дед Мороз появился в 1840 году. В сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Дед Мороз из славянской мифологии и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника. Достаточно долгое время Мороз Иванович и празднование Нового года существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России были предприняты первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как святой Николай у их западных сверстников. Знакомый нам образ Деда Мороза сложился к началу XX века. Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческое изображение сил природы – зимы и мороза, а также это волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.


Религиозные каноны не накладывают никаких специальных ограничений и предписаний на рождественские подарки близким и друзьям. Считается, что подарки обязательно должны нести в себе что-то теплое, личное, душевное. Они ни в коем случае не должны быть формальными. Да и как приятно найти что-то особенное для близкого человека и доставить ему радость! Когда возникла традиция наряжать к Рождеству елку, она не сразу стала ассоциироваться с подарками. Первыми, кто связал подарки с рождественской елкой, стали английская королева Виктория и ее муж Альберт. В 1841 году они установили для своих детей нарядно украшенную елку и развесили подарки прямо на ветках.

Рождественский носок

Сегодня многие жители нашей страны перенимают любопытный западный обычай прятать подарки в рождественские носки. В европейских странах принято вешать для подарков сапожок или носок у камина или возле постели. Этот обычай восходит к разным трактовкам все той же истории о помощи святителя Николая бедняку с тремя дочерями. Одна из таких легенд говорит, что святой якобы бросил в трубу дома бедных сестер золотые монеты, которые упали в сушившиеся у камина чулки. Вот и европейские дети оставляют у очага свои носочки в надежде утром найти в них что-нибудь приятное. С чем бы ни была связана история появления рождественских носочков, такой способ вручения подарков очень нравится и взрослым, и детям во многом благодаря тому, что эти изделия становятся ярким элементом праздничного декора.

Рождественские носочки можно сделать самостоятельно из фетра или любой плотной ткани либо связать из плотных шерстяных ниток. Чтобы носок стал по-настоящему праздничным декоративным элементом, его потребуется дополнительно украсить. К примеру, сверху изделие можно задекорировать белым пушистым мехом или блестящим дождиком, украсить вышивкой, атласными лентами, кружевами, фигурками оленей или снежинок и бубенчиками. Если носочки изготавливаются для нескольких членов семьи, то их делают именными, вышивая красивыми буквами имена.

Рождественские носочки предназначены не только для вручения подарков, но и для украшения интерьера, поэтому вешать их можно куда угодно: около кровати ребенка, над дверью, на стену, на оконную раму и даже делать из маленьких носочков гирлянды.

Колядование

Время от праздника Рождества до Крещения Господня называется Святками – святыми днями. Православные люди, объединенные радостью о пришедшем в мир Спасителе, ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками и поздравлениями. Пение выражает праздничное настроение.

В святочные дни поются особые обрядовые песни, сложенные в течение веков русским народом, – это колядки. Традиция колядования в особенности была распространена в деревнях и селах. Изначально история колядования в России была связана с языческими богами. Так, солнце считалось божеством, и в день зимнего солнцестояния, «день рождения» солнца, крестьяне ходили петь песни с пожеланиями здоровья, счастья, богатства и хорошего урожая. Позже, когда Русь стала христианской, языческая традиция наполнилась новым содержанием, и колядование было приурочено к Рождеству Христову. В колядках появились библейские мотивы, а люди стали славить рождение Христа.


Колядующие назывались ряжеными, так как наряжались в шубы и тулупы наизнанку, на их лицах были маски животных, а в руках – мешки для сбора даров. Впереди процессии шел человек, несущий на шесте или палке блестящую звезду как символ праздника.

Но самое главное в этом шествии – это песни-колядки. Как правило, колядка является маленьким рождественским рассказом о величайшем событии евангельской истории – пришествии в мир Христа, прославлением родившегося Спасителя.

В наше время традиция колядования возрождается, колядки поют не только в церковных дворах, но и в масштабах города устраиваются святочные ярмарки, народные гуляния с неизменными «ряжеными», поющими колядки. «Славить Христа», то есть петь некоторые богослужебные песнопения и колядки, ходят к православным друзьям, к знакомым священникам, а также на детские праздничные вечера, где к тому же устраиваются спектакли на тему праздника.

Рождественские открытки

Как бы ни были продолжительны выходные дни, связанные с Новым годом и Рождеством, но не всех друзей и знакомых можно посетить, не со всеми удается созвониться даже в наш век развития интернета и видеосвязи. Поэтому еще одной хорошей традицией, до сих пор не утратившей своей актуальности, является отправление в разные уголки мира рождественских поздравительных открыток.

Украшение дома к Рождеству и Новому году помогает погрузиться в атмосферу приближающихся праздников.
Сегодня снова в моде европейский стиль рождественских украшений.
Но его нельзя назвать полностью европейским, потому что этот стиль — возвращение к российским традициям дореволюционных времен.
Значит, его можно считать исконно русским.

1 Естественно, главным атрибутом Рождества является рождественская елка. Считается, что елочную традицию ввел Мартин Лютер, который первым поставил зеленую красавицу в своем доме. Елка, как вечно зеленое растение является символом вечной жизни, которую Господь дает каждому верующему в Него.

Если Вы не ставите домой живую елку, сегодня есть огромный выбор искусственных елей. А самый лучший способ – это вырастить елку в контейнере с закрытым грунтом, что помимо экологического вклада даст вам возможность формировать дерева на свой вкус с помощью регулярных подрезок, сэкономит средства и время на ежегодное приобретение срубленной елки и, к тому же, большую часть года послужит живым украшением балкона или террасы.

2 В настоящее время модно украшать елки старинными игрушками и элементами библейской символики. Самыми модными елочными украшениями сегодня считаются ангелочки, сердечки, колокольчики и трубы, символизирующие Благую Весть. Шары символизируют яблоки с дерева познания и дары волхвов маленькому Христу. Их на елке можно дополнить другими вкусными изделиями — конфетами, орехами, фруктами.

3 Не стоит также забывать о различных огоньках, без которых трудно представить Рождество. Очень хорошо смотрятся гирлянды с микроскопическими мерцающими огоньками. Ими можно украсить не только елку, но и всю комнату, но делайте это со вкусом.

4 Если вы не ставите елку, можно сделать праздничную рождественскую корзину. В плетеную корзинку сложите фрукты и ягоды, живые цветы и ветки хвойных деревьев. Украсьте это великолепие «снегом» из баллончика или ваты. Можно ветки хвои скрепить в пучок проволокой и поместить по центру композиции. Чтобы хвоя сохранилась дольше, концы веток опустите в небольшой сосуд с подслащенной водой.

5 Обязательный атрибут Рождества – праздничный хвойный венок. Такие венки можно развесить на стенах, окнах, но обязательно – над входной дверью. Рождественский венок над дверью является приглашением для гостей войти в ваш дом, а также символом символом достатка и семейного счастья.

6 Колокольчики тоже с давних времен являются символами Рождества. До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На Святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Таким образом люди приветствуют пришествие Христа.

7 Рождественские свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира.
Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку.

Усилить рождественский колорит поможет убранство дома в красном, зеленом, белом, синем, золотом и серебряном цветах. Скатерти, покрывала, салфетки в этих тонах привнесут в обстановку европейский рождественский колорит.

В сервировке праздничного стола также используйте ветки хвои. Пучок веток обвяжите красной ленточкой и украсьте колокольчиком. Такие композиции раскладывают возле прибора каждого из гостей вместе с рождественскими открытками. По центру стола должна стоять небольшая украшенная елочка или композиция из хвои.

Если Вы живете в собственном доме, то для Вашей фантазии есть еще больше пространства к действию. Во всем мире существует традиция украшения не только внутреннего убранства, но и внешней части дома и двора. Различные гирлянды, цветовая иллюминация, рождественское дерево (совсем не обязательно использовать ель) и многое другое наполнят рождественской радостью не только ваш дом, но и всю улицу.

Естественно, никакое Рождество не обходится без подарков. В этот день волхвы принесли свои дары Младенцу Иисусу. Даря подарки нашим ближним мы образно дарим их родившемуся Христу. Господь сказал однажды: «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Составьте список своих ближних и подарите им подарок в Рождество. Пусть он будет небольшой, но не забывайте, что самое главное – это не стоимость, а ваше внимание и чувства.

Общероссийская газета «Живая вера»