Нашему школьному выпуску 50 лет. Сценарий празднования юбилея школы «50 лет как одно мгновение. Бандероли с Лениным

Эдуард Алхазов о школе № 37, учителях и встрече выпускников 50 лет спустя

Доктор истории Эдуард Михайлович Алхазов вместе со своими одноклассниками недавно отметил 50-летний юбилей с момента окончания школы. Отпраздновали день встречи выпускников почти в полном составе! Об учителях, о том, каким был лицей им. Н. В. Гоголя в 60-х и чему раньше учили школе - в нашем интервью.

«Главное, чему нас учили – это думать».


– 50 лет назад Вы окончили школу № 37, сейчас это лицей имени Н. В. Гоголя.

– Да, я коренной кишиневец, родился в 1950 году. Живу в той же квартире, что и в 1957 году, на улице Влайку Пыркэлаб (бывш. 28 июня, бывш. Синадиновская, бывш. Галбенская). Моя школа находилась всего в двух кварталах от дома. Когда я пошел в первый класс, моя старшая сестра Тереза уже училась в 3-м. У меня сохранилась копия заявления моего папы директору школы с просьбой принять меня с первый класс. Я учился там все 10 лет и окончил школу в 1967 году.

– Кто был директором, помните?

– Конечно. Всеволод Алексеевич Китаев – знаменитая в Кишиневе личность. Заслуженный учитель. Человек необыкновенно умный и мужественный. Какое-то время он у нас даже вел химию. За ним у школьников с 50-х годов закрепилась кличка «Слон» – это знали все. Директором школы он проработал с 1946 по 1976 год – целых 30 лет. На наш взгляд, главная его заслуга в том, что он собрал и поддерживал великолепную команду преподавателей.

– Наверное, многих бы хотелось увидеть спустя 50 лет…

– На встрече в школе мы вспомнили 20 наших преподавателей. К сожалению, из наших учителей почти никого не осталось. Эти люди вкладывали душу в наше образование, учили любить прекрасное. Они были специалистами высокого уровня. Главное, чему они нас учили – это думать: на уроках литературы и математики, географии и истории, химии и астрономии. Я это понял более отчетливо, когда сам стал преподавать, и часто вспоминал их.

Мы гордимся тем, что нам преподавали литературу Елена Михайловна Сенкевич и Нина Яковлевна Волосюк, математику – Григорий Вениаминович Дратва и Исаак Лазаревич Деркауцан, географию – Филипп Борисович Каганов, химию – директор школы Всеволод Алексеевич Китаев. Было не так много школ в то время, которые имели отличную репутацию в Кишиневе. И 37-ая, бесспорно, была в числе лидеров.


«Не бывает бывших одноклассников».

– Расскажите о встрече выпускников. Удалось ли собраться полным составом?

– Всего в нашем выпуске был 31 человек (21 девочек и 10 мальчиков), в этот раз собралось больше половины. Кишиневцы ежегодно собираются несколько раз в год, если кто-то приезжает – это тоже хороший повод встретиться. Конечно, к 50-летию мы готовились. Иосиф приехал из Нью-Джерси, Арик с Белой – из Холона, Таня – из Киева, Дора – из Хайфы, Таня – из Сиверска под Питером. Учитывая, что прошло 50 лет, некоторые не смогли приехать по уважительным причинам. Есть у нас еще одноклассники и в Нью-Йорке, и в Минске, и в Израиле. Они получают материалы и фото наших встреч. Мы общаемся, я знаю, где живут и чем занимаются почти все. Четверых, к сожалению, уже нет.

– Удивительно, как вы дружите уже столько лет. В наше время - это большая редкость, несмотря на то, что возможностей общаться и поддерживать связь у нас намного больше.

– Нас связывает детство, школа. Это прекрасное время в жизни большинства людей, время становления личностей. Все одноклассники получили высшее образование, среди нас есть несколько строителей, экономисты, механики, учителя, историки, технологи. Три доктора наук. Мы все разные – и это хорошо, мы дополняем друг друга. Мы никогда не делали различий между нами ни по национальности, ни по материальному положению – просто дружили. Кто-то больше любил Пушкина, кто-то – Есенина, мне больше нравился Лермонтов, Гоголь, Шолохов. Бабеля, Ильфа и Петрова любили все. Сразу после окончания школы показалось, что жизнь нас развела. Я и мой друг Арик служили в армии, большая часть училась в вузах Кишинева, Ленинграда, Москвы. Но уже спустя несколько лет после окончания мы стали ежегодно встречаться. В этот раз те, кому не удалось приехать, передавали приветы, поздравления и даже написали стихи.

– А почему встретиться решили летом? Обычно под этот день выделяют первую субботу февраля.

– Директор и завуч школы сказали, что двери для нас открыты всегда. Выпускной был 24 июня 1967 года, и мы решили собраться на юбилей: встреча одноклассников состоялась 23-25 июня 2017. Наша программа была рассчитана на 3 дня.

– Значит, у вас был целый план на несколько дней?

– В первый день мы встретились в парке Пушкина, возложили цветы Александру Сергеевичу, затем прошли в старое здание школы, в котором учились, на улице Бэнулеску-Бодони. Теперь в этом корпусе лицей «Мирча Элиаде». Вы знали, что раньше там находилась 37 школа? Учебное заведение было основано М. В. Карчевским еще в 1901 году. Нас встретил директор лицея, показал класс, в котором мы учились последние два года.

После этого мы прошли в нынешнее здание школы. Встретили там Нину Яковлевну Волосюк – учителя русского языка и литературы и нашего классного руководителя. Она уже, конечно, на пенсии, но мы были очень рады, что она смогла прийти с нами повидаться. Удивительно, но она помнит нас всех по именам и фамилиям, несмотря на то, что ей уже 89 лет. Это просто восторг! А ее речь на встрече в школе нас просто поразила. Вы только послушайте, что она говорит о непреходящих ценностях! Мы гордимся, что у нас были такие учителя!

Позже был назначен ужин в ресторане. Мы смотрели на большом экране школьные фотографии всех выпускников, виньетки, снимки предыдущих встреч, карикатуры, даже некоторые семейные снимки. Всего показали примерно 250 фото. Некоторые из них были сюрпризом. Не скрою, что смотрели со слезами на глазах. Сопровождался показ музыкой 60-х годов.

– Полное погружение.

­– Да, звучали песни о школе из серии «Когда уйдешь со школьного двора», эстрадные песни 60-х годов, Окуджава и Визбор, Городницкий и Кукин. Прекрасные мелодии играли за кадром, создавая нужную атмосферу. Мы отлично провели время, а на следующий день (ровно на 50-летие) мы поехали в Кэприяны. Третий день посвятили поездке в Вадул-луй-водэ. Устроили пикник у Днестра, попели и наговорились от души!


«Самые яркие воспоминания о школе – это учителя, друзья, баскетбол и КВН».

­– Удалось вспомнить что-то особенно интересное?

– Интересных разговоров было много. Мы пришли к выводу, что время в школьные годы текло иначе, чем сейчас: утро, проведенное в школе, для нас было целым днем. Мы очень много читали, обсуждали книги и фильмы. Это было время самого активного познания окружающего мира и самого себя. Вспомнили мы наши переживания, когда учитель говорил: «А сейчас к доске пойдет….». И это волнение было связано не только с тем, выучил ты урок или нет. Например, на уроке географии можно было запросто получить двойку за выражение «вверх по карте» (а не на север, или северо-восток).

Я попросил ребят рассказать, что каждый помнит о выпускном вечере. Одна из одноклассниц напомнила мне, что первый вальс я танцевал с ней, а второй – со своей мамой. И все стали дополнять. Коллективная память – это замечательно!

– А какое лично Ваше самое яркое воспоминание со школы?

– Очень много было ярких моментов. Например, занятия спортом очень запомнились: наша команда заняла второе место по городу по баскетболу! А ведь у нас была очень старая асфальтовая площадка для тренировок в школьном дворе. Еще одно из любимых воспоминаний ­­– участие в КВН. Мы играли от школы, развивали свою креативность, шутили, пели, играли на гитарах.

Мы также участвовали в соревнованиях по туризму в Трушенах: кто быстрее и лучше установит палатку, разожжет костер, переправится через овраг при помощи троса, пройдет по компасу. Было много внеклассных мероприятий, которые организовывала школа, мы занимались в разных кружках и спортивных секциях. Нам было чем заняться, а теперь есть что вспомнить!

– О следующей встрече уже договорились?

– У нас в этом году у нас еще одна круглая дата. Многие из нас познакомились 1 сентября 1957 года, то есть 60 лет назад. Мы попробуем согласовать время и устроить конференцию по скайпу в этот день с нашими зарубежными друзьями. Одноклассники бывшими не бывают, не правда ли?

Мы не были самым сильным классом среди четырех выпускных, но, как оказалось, не это главное. Наш 10 «А» оказался самым активным и дружным, и я очень этим горжусь!

У всех нас есть воспоминания о 1 сентября в первом классе. Для большинства — это первая учительница, одноклассники, какие-то подробности и эмоции этого дня. Но мало кто помнит, в чем заключалось обучение первоклассников десятки лет назад. Доктор психиатрии Стивен Камарата убежден: современной начальной школе есть чему поучиться у школы прошлого.

Начальная школа: США, 50 лет назад

Помню, как я начал учиться в подготовительном классе школы. Это было осенью 1961 года. В первый день я сел в школьный автобус на углу оживленной улицы рядом с нашим домом, гордый тем, что самостоятельно прошел около двухсот метров. До моего пятого дня рождения оставалось больше месяца, и я был самым младшим в классе. Большинству детей уже исполнилось пять, а некоторым — шесть. Даже девочки были выше меня! У меня было еще одно «отягчающее обстоятельство»: поскольку заговорил я только в три с половиной года, то к пятилетнему возрасту все еще отставал в развитии речи. Вдобавок я немного стеснялся.

Забегая вперед, замечу, что мой школьный день был недолгим: я садился в автобус в 8 утра, приезжал в школу в 8.30 и возвращался домой в 11.30, как раз к обеду. Я учился в первую смену. Такие же занятия проходили днем, с полудня до 15.30. Это был конец американского бэби-бума, так что школы были переполнены. В моем классе было почти тридцать человек, а вообще в 1960 году в среднем по стране на одного учителя приходилось чуть меньше 26 учеников.

В школе нас встретила добрая учительница и показала, куда повесить верхнюю одежду. В классе не было парт, столов или стульев. На кафельном полу лежал большой овальный ковер. Вдоль стен были полки с несколькими книгами (в основном с картинками), над полками — нарисованный алфавит и арабские цифры с 1 до 10. И никакой доски.

Недостаток книг на полках восполняло множество чудесных вещей: морские раковины, орехи и семена, листья разной формы и цвета, множество стеклянных прямоугольных террариумов с ужами, хомяками, морскими свинками, мышами. Самым привлекательным (по крайней мере, для мальчишек) был живой тарантул. В классе были и аквариумы, один с рыбками, а другой с лягушками и головастиками.

Подготовительных классов в школе было два, «А» и «Б», они располагались в отдельном здании на небольшой территории, отгороженной забором от остальной школы, где учились дети с первого по шестой класс. У нас была собственная площадка во дворе с маленькими качелями, горкой и каруселью. Там же было много трехколесных велосипедов, тележек и самокатов. Площадка стояла на утрамбованной земле, а ее окружала дорожка шириной метр с небольшим, где мы могли кататься и играть в игрушки на колесиках.

Кроме уроков у нас было две перемены, завтрак и время для чтения. Мы собирались вокруг учительницы, и она читала нам какой-нибудь короткий рассказ. Но сидеть рядом с учительницей и слушать рассказ было необязательно, поэтому некоторые дети, и я в их числе, ходили по комнате и рассматривали животных и рыб, пока она читала. Главное было вести себя тихо и не мешать остальным слушать. Прочитав страницу, учительница поворачивала книгу и показывала детям картинку.

Нам не нужно было читать, писать или выполнять письменные задания. Мы рисовали, лепили из пластилина, делали поделки из бумаги или деревянных палочек, и когда приносили их домой, родителям они казались бесценными. Мы также отливали в формочках фигурки из гипса.

В те годы главной задачей подготовительного класса была адаптация детей к школе. Мы должны были научиться выполнять указания учителя и познакомиться с чтением и цифрами. А учиться этому предстояло в более старших классах. Учителя стремились поддерживать природную любознательность каждого ребенка. Тяга к исследованиям и способность мыслить считались более важными, чем заучивание наизусть. Мы не сдавали никаких тестов. Единственное, что мы должны были выучить наизусть, — это свой домашний адрес и номер телефона на случай, если потеряемся. И ведь моя школа не была экспериментальной, в таком обучении не было ничего уникального: по этой модели дети учились в подготовительных классах уже больше ста лет.


Подготовка к школе: что изменилось?

Однако сегодня все изменилось. Поскольку я — специалист по детскому развитию, я регулярно бываю в подготовительных классах и вижу перемены. Во всех классах стоят столы и стулья или парты — а ведь четырех-пятилетние дети вряд ли смогут легко высидеть на одном месте. Однако дети вынуждены проводить много времени за партами и выполнять письменные задания на знание цифр и букв.

Культура изменилась вместе с мебелью: теперь все дети должны сидеть смирно и слушать учительницу, когда она читает рассказ. А террариумы и аквариумы, которые были моими лучшими воспоминаниями о подготовительном классе, исчезли. И, не дай бог, в классе будет жить тарантул! В конце учебного года сегодняшние выпускники подготовительного класса должны уметь читать, писать и решать математические примеры, хотя еще в 1980 году всему этому учили в первом классе.

В опросе учителей, опубликованном в конце 80-х годов, участники сообщили о следующих навыках, которыми должны были владеть выпускники подготовительного класса: назвать части тела (голова, нос, рот и т.д.), перечислить основные цвета и фигуры (треугольник, квадрат, круг), уметь считать от 1 до 20, расставлять три предмета по размеру (маленький, средний, большой), правильно держать карандаш, называть буквы алфавита, пользоваться пластилином или клеем и ориентироваться в днях недели.

Что касается навыков работы в классе, ученики должны были сидеть группами, слушать учителя, не мешать одноклассникам, ждать своей очереди. Похоже, сегодня от трехлеток, которые идут в детский сад, требуется то же, что знали выпускники подготовительного класса еще 30 лет назад.

Хотите знать, что включает современный список навыков выпускника подготовительного класса? Кроме определения фигур и букв, это счет от 1 до 50, подсчет 10 предметов, сложение и вычитание 1, 2, 3, 4 и 5, написание своего имени и фамилии, чтение часто встречающихся слов и списывание текста. В предыдущие десятилетия многие из этих навыков дети получали только в первом классе.

Подготовительный класс теперь регламентированное, высоко организованное предприятие, которое работает по программе Единых образовательных требований. На смену поддерживающим, интуитивным методам, с помощью которых учили нас, пришло дидактическое обучение и требования «справиться» с материалом письменного теста.

Отвечаю на ваши возражения

Родители, которые читают эти строки, могут подумать: «Но современный мир гораздо сложнее, чем был в 1960 году! А сегодня, чтобы конкурировать, мой ребенок должен воспринимать эту информацию в подготовительном классе». Или: «Знаю, что это неразумно, но другие дети занимаются этим в подготовительном классе, и я должен подготовить моего ребенка, чтобы он добился успеха».

Хочу сразу ответить на эти возражения. Да, в 1961 году, когда я пошел в подготовительный класс, до полета «Аполлона» на Луну оставалось еще почти десять лет. Такие вещи, как Интернет, компьютер и ноутбук, смартфоны и планшеты, тогда еще еще или не изобрели, или до их широкого распространения оставались десятилетия. У нас даже калькуляторов не было!

Но в 1960-х в образовании явно чувствовалась оптимистичная уверенность, что мир станет более сложным и что юные умы нужно воспитывать и формировать так, чтобы они учились мыслить и рассуждать. Надо было, чтобы дети смогли освоить новые изобретения и быстро сделать их частью своей жизни. Учителя всячески способствовали развитию независимого мышления. Это подтверждает тот факт, что сегодня я успешно пользуюсь смартфоном и ноутбуком и другими современными техническими устройствами, как по работе, так и в собственное удовольствие (несмотря на насмешливые взгляды моих детей). И, по счастью, мне больше не надо пользоваться логарифмической линейкой для сложных математических вычислений!

Кроме того, в 1960-е мы знали: научиться читать — значит получить доступ ко всем чудесным знаниям: к тем, что уже были известны в 1961 году, и тем, что еще предстояло открыть. Данные национального тестирования показывают: в 1961 году у детей, учившихся в подготовительном классе, уровень понимания прочитанного был выше, чем у нынешних детей. Кроме того, от детей не требовали помнить большого количества фактов, но они должны были хорошо понимать концепции. И детям не разрешалось идти в обучении дальше, пока они не усваивали знания, на которых основывалось их дальнейшее обучение.

Американские дети, обучавшиеся в подготовительном классе в 1961 году, заняли первое место по достижениям в учебе среди развитых стран. Но те, кто учился позже с помощью зубрежки и по ускоренной программе, оказались на восемнадцатом месте.

Обсуждение

Комментировать статью "Начальная школа: что изменилось за 50 лет"

Еще по теме "Как устроена начальная школа в США":

Дочь закончила 3 класс. Со второго класса изучает английский в школе, а с третьего класса ещё плюс репетитор два раза в неделю. Родители нашего класса убеждены, что с преподавателем английского нам не повезло. Те, кто не ходит к репетитору к концу третьего...

Мы в четвертом классе учились во вторую смену, поскольку учителей не хватало и наша взяла 1 класс, вот Вам и закон. Начальная школа: что изменилось за 50 лет.

Начальная школа: что изменилось за 50 лет. 28.08. 2017, понедельник. Мы ходим ва английскую, для русской занимаемся сами- сдаем 2 раза в год. программа посольских школ обычно А если классов 8 в россии закончил, то в американской школе будет в потолок плевать...

Начальная школа: что изменилось за 50 лет. К содержанию. Подготовка к школе: что изменилось? Однако сегодня все изменилось. Какие рисунки нужно сдавать для поступления в художественную школу?

Учатся с 5 лет - 0 класс. Начальная школа 1-5 классы. Детей учат не предметам, а любить учиться:) Все Насилие в школе ещё одна проблема в школах США. Это включает в себя не только И я никого в США учить не собираюсь, но узнать поподробнее, как у них устроено...

Начальная школа: что изменилось за 50 лет. 50 лет трудового стажа в школе, что подарить учителю от класса??? Ювелирное украшение? училка по совместительству работает). А в прошлом году выяснилось, что они "не укладываются" в курс из тех лет сколько они учатся там...

Начальная школа: что изменилось за 50 лет. И ведь моя школа не была экспериментальной, в таком обучении не было ничего уникального: по этой модели дети Какие рисунки нужно сдавать для поступления в художественную школу? Сыну 11 лет, в этом году будем поступать.

Начальная школа: что изменилось за 50 лет. Помню, как я начал учиться в подготовительном классе школы. Американские дети, обучавшиеся в подготовительном классе в 1961 году, заняли первое место по достижениям в учебе среди развитых стран.

Учитель в начальной школе сказал нам так: пропустил месяц, в течении которого было очень много контрольных, поэтому хоть и итоговая 5 показывает эл.журнал, она поставит 4. Хотя уроки исправно делали каждый день и отдавали на проверку.

Фактически фильм посвящен кризису среднего образования в США. Фильм для взрослых, социальный, но от него веет безысходностью и никаких хэппи-эндов фильм не смотрела, но перемещаться общественным транспортом в Америке -это не всегда показатель низких доходов.

57 школа или Филипповская? Помогите определиться! Есть шанс попасть в обе школы, но мучительно думаю какую предпочесть? Школы очень разные: 57 вызывает больше доверия в смысле качества образования; Филипповская более "домашняя", маленькая и к ребенку там...

Американская школа для одаренных. ...затрудняюсь выбрать раздел. Заграничная 7я. Жизнь русских за границей: эмиграция, виза, работа, менталитет Американская школа для одаренных. Подскажите, мамочки, какая школа в Штатах специализируется на вундрекиндах?

А в более старшие классы можно отдать в частную школу или на екстернат, а получив оценки за первую же четверть уже можно перевести в гос, если захотите. Моей сестре после пропущенного года (жила и училась в самой обычной американской школе) пришлось...

У меня знакомая работала в начальной школе в подобном районе. Она шла туда по направлению School District, и предвкушала кошмар и ужас. Оказалось, что там гораздо легче, чем в белых богатых районах, дети смотрят педагогу в рот, очень мотивированы...

Начальная школа: что изменилось за 50 лет. 50 лет - а душа-то осталась молодой... Вот, кажется, и все успокоилось. Правда в том, что по достижении мужчиной пятидесяти или шестидесяти лет уровень тестостерона снижается Кризис 2-3 лет.

Американская школа - как она есть. Именно в Америке из-за постоянных инцидентов в школах очень распространено обучение на дому музыкальное училище после 9 класса. зачем посреди года дергать? в хороший не возьмут точно. а те колледжи, которые типа ПТУ она всегда успеет...

Воспитание и начальное образование в США. Половина детей в классе, где учился мой сын в прошлом году, имела иностранные имена - никого не переименовывали Американская школа - как она есть. Третий месяц как идет процесс поступления в частную американскую школу.

Рейтинг школ в США. Образование. Заграничная 7я. Жизнь русских за границей: эмиграция, виза, работа, менталитет, воспитание детей. Рейтинг школ в США. Мамы, живущие в Штатах! Подскажите, пожалуйста, где в интернете можно найти рейтинги школ.

Начальная школа: что изменилось за 50 лет. У российской школы тоже проблем много (для чего иначе эта конференция), но своего ребенка я постараюсь учить все же в России. Дети и подростки в Финляндии: почему им легко учиться.

Начальная школа: что изменилось за 50 лет. Начальная школа. В чем состоит принципиальное отличие российской начальной школы 1 -3 и 1 -4 класса. В Москве много школ 1 -4 и как правило, это школы более подготовленные, там классы начальной школы...

Психологи назвали главные черты, отличающие школьников в СССР и в России.

Любой родитель, глядя на современных школьников, нет-нет да и вспомнит - а вот в мое время, эх... Подобные сравнения обычно получаются не в пользу нынешних детей. Вузы и школьные учителя подливают масла в огонь: мол, раньше дети бы умнее и учились лучше, а это поколение кроме интернета и соцсетей ни на что не пригодно.

Чем на самом деле отличаются нынешние школьники от советских, выяснили эксперты Центра исследований современного детства Института образования Высшей школы экономики.

НА 50 ЛЕТ НАЗАД

Просто опираться на память и впечатления в таких сравнениях недостаточно! Все же знают, что раньше и небо было чище, и трава зеленее. Поэтому психологи решили пойти другим путем и воспроизвели одно из классических советских исследований:

Ровно 50 лет назад, в 1967 году известный профессор психологии Даниил Эльконин и его коллеги опубликовали исследование о школьниках, - рассказывает Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства. - В течение двух лет они наблюдали за учениками одного класса (сперва это был 4-ый класс, затем 5-ый), и изучали "чувство взрослости" - то есть их желание быть, казаться и действовать, как взрослые. Мы повторили это исследование, но уже по современным стандартам, и более строго фиксировали все, что видели.

БУНТАРИ ИЛИ ПАИНЬКИ

Как обнаружили исследователи, 50 лет назад школьники 11-12 лет на самом деле гораздо сильнее хотели быть взрослыми, чем современные.

В 60-х годах пятиклассники хотели, чтобы с ними обращались, как со взрослыми - чтобы учитывали их мнение, относились к ним с уважением, - рассказывает Александра Бочавер, научный сотрудник Центра исследований современного детства. - Современные дети скорее считают себя маленькими или "промежуточными", для них детство - гораздо более привлекательный период, чем взрослость, которую они видят как состоящую из множества обязанностей и отсутствия времени.

Проявляется такое чувство взрослости по-разному:

Советские подростки показывали более осознанное отношение к учебе. С одной стороны, к учебе относились серьезно. Но с другой стороны, были и бунтари, которые протестовали против этого и обесценивали школу, - перечисляет Катерина Николаевна. - Сейчас же мы отмечаем довольно жесткое влияние родителей и школы, ориентированной на академические достижения. Современным детям обесценивать школу просто не позволяется! Поэтому они делают все задания аккуратно и вовремя.

Впрочем, дело не в том, что нынешние школьники более послушны. Они, так сказать, более ушлые: понимают, что им "дешевле" следовать правилам, чем бастовать и устраивать революции. А для поведения, которое не приветствуется дома и в школе, существует интернет.

ПОСЛУШНЫЕ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

Те учителя, кто застал советскую школу, вполне обоснованно плачут по отсутствию дисциплины в современных классах. Как отметили исследователи, именно послушание было одной из отличительных черт детей 60-х годов:

Для тех учеников гораздо важнее был авторитет, вертикальная иерархическая система: "взрослый - тот, кто рулит, я - тот, кто подчиняется", - отмечает Катерина Поливанова. - Сегодня школьники не воспринимают все сказанное учителем, как истину в последней инстанции. Они к этой ситуации критически относятся.

С другой стороны, у наших бабушек и дедушек было в разы больше обязанностей по дому. В 60-е годы пятикласснику приходилось и уборкой заниматься, и обед себе если уж не приготовить, то как минимум разогреть. Нынешние дети от такого освобождены:

Современные дети вообще мало бывают дома. Они более загружены учебой и дополнительным образованием, - поясняет Александра Бочавер. - Но если раньше кружки основывались на желаниях ребенка - "Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота... " (это стихотворение про выбор - в какой кружок идти), то сейчас за детей выбирают родители, ориентируясь на то, что, как им кажется, поможет выбрать востребованную или престижную профессию.

ОДИНАКОВЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ

В чем еще часто упрекают нынешнюю школу, так это в том, что она подчеркивает социальное расслоение. Мол, раньше, все ходили в одинаковой форме и не выпендривались, а сейчас сплошное соревнование - у кого iPhone круче и кроссовки моднее.

Социальное расслоение было и тогда, просто очень богатых людей было гораздо меньше, они реже встречались. Основная масса жила действительно на одном уровне, - считает Катерина Поливанова. - Мое мнение, что социальное расслоение транслируется детям сверху, от родителей. И если взрослые говорят: мы бедные или, наоборот: мы богатые, вчера разбогатели, сегодня будем это всем демонстрировать, - конечно, это будет на детях сказываться.

В целом, современные пятиклассники оказались куда более разными по степени взрослости и осознанности, чем их сверстники 50 лет назад. Среди них есть как более взрослые, так и совсем еще дети! Наши же бабушки и дедушки в этом возрасте были ближе друг к другу.

ИЗЧЕЗАЮЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ

На вопрос, почему школьники так изменились, исследователи отвечают просто - сама жизнь стала другой.

Сегодня работать на конвейере, грубо говоря, нужно далеко не всем. А такая работа значит, что нужно прийти вовремя, точно выполнять свои трудовые функции, то есть делать все то, что требуется от взрослого, - подытоживает Катерина Николаевна. - Сейчас же экономический рост происходит за счет другого, за счет творчества. А свежие идеи человек может производить и в 15 лет, и в 30, и в 60. Граница между возрастами размывается. И взрослые - в том смысле, это те люди, которые несут ответственность, пунктуальны, которые делают что от них требуется - это, увы, уходящая натура.

Школьники тогда и сейчас.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

А вам какая школа больше нравится - советская или нынешняя?

Сергей МАЛИНКОВИЧ, секретарь ЦК партии «Коммунисты России»:

Мне нравится советская и не нравится нынешняя. Советская школа выпускала патриотов и тружеников, а сегодняшняя - бездельников и стяжателей.

Дмитрий ГУЩИН, «Учитель года России-2007»:

В СССР школы занимались по единым программам, давали единый культурный код. Плюсом была апробация нововведений, они не делались в один день. Нынешняя школа больше учитывает индивидуальность ребенка и ориентирована на его выбор.

Андрей КОЛЯДИН, политолог:

Мне больше всего нравится школа жизни. Она в отличие от советской менее идеологизирована. А в отличие от современной - менее религиозна.

Сергей ИВАШКИН, заместитель директора самарской вальдорфской школы:

Советские школы были одинаковы за редким исключением. Сейчас школы разные с точки зрения философии образования.

Александр ШЕПЕЛЬ, доктор биологических наук:

В советской школе было много бесплатных кружков, где можно было заниматься любимым делом. Сейчас все зависит от денег.

Сергей ЯЗЕВ, директор астрообсерватории ИГУ:

Мне нравится нынешняя школа в той части, где она использует лучший советский опыт. Ведь методика и многие учителя остались еще из советской практики.

Роза МАКУЛОВА, учитель с 40-летним стажем:

В советское время родители и дети жили для школы. Ответственнее подходили и к педагогам, и к учебе.

Анатолий БАРОНЕНКО, директор школы с 50-летним стажем:

Двумя руками за советскую школу - она наследовала традиции царской гимназии. Знания давали фундаментальные, а сейчас «практические компетенции». Цельной картины у ученика нет.

Александр ЯКИМОВ, ветеран Великой Отечественной войны:

Когда я учился, в школе было семь классов. После этого уже можно было в техникум поступать. Но мы успевали и алгебру выучить, и географию, и физику. А правнуки по любому вопросу в интернет лезут.

КСЕНИЯ КОНЮХОВА