Когда юрьев день в году. Егорьев день — приметы и традиции Вешнего и Осеннего праздников. Видео: Юрьев день

Егорьев день - Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия. День памяти отмечается дважды в год: и 26 ноября/9 декабря. Русские крестьяне говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».

В русской народном календаре Георгий Победоносец считался одним из главных святых. Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы; Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу, Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь.

Первый день чествования св. Георгия был установлен в эпоху раннего христианства в память о его мученической смерти, по преданию, через усекновение головы. Второй день памяти, осенний, является установлением русской православной церкви. В народном представлении св. Егорий воспринимается как зачинатель весны. В весенний день св. Егория в первый раз выгоняли в поле скот и стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает с наступлением весны, и ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота. Повсеместно этот день считался пастушьим праздником. В среднерусской полосе к этому дню были приурочены земледельческие обряды: крестные ходы на засеянные поля, молебны с обращением к св. Егорию, катание по земле и егорьевской росе рано утром. На Украине говаривали: «Святой Юрий по полю ходит, хлеб-жито робит, росу спускает». Крестьяне верили, что, зарытые в межи, остатки пасхальных кушаний, вместе с молитвой к св. Георгию о ниспослании урожая, охранят посевы от градобития.
Крестьяне верили, что вода, освящаемая в Юрьев день, имеет благотворное влияние на рост полевых культур. Во время крестного хода этой водой окропляли посевы, траву, на которой должен пастись скот.
В ряде российских губерний только с праздника св. Георгия начинали сеять яровые хлеба, овес, ячмень и огородные культуры.

Как и с другими народно-православными праздниками, с этим днем связано множество примет, наблюдений, поговорок, которые свидетельствуют о народной мудрости и предсказывают судьбу будущего урожая. «»Кукушка кукует до Егория – к неурожаю», «На Егорья мороз – будет просо и овес», «Егорий с водой, а Никола с травой», «»На Егорья мороз – под кустом овес». «На Егорья мороз – гречи хороши», « На Юрья роса – будет добрая проса», «На Юрья роса – не надо коням овса», «Не хвались на Юрьев день посевом, гордись на Николин травою», «Ранний горох сей до Георгия, поздний – после Георгия», «С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду», «Сей рассаду на Георгия – будет щей вдоволь».

Егорий Зимний завершал хозяйственные хлопоты и сроки наймов. Егорий Зимний - поверья, связанные с днем Егория Зимнего, соприкасаются с поверьями Егория Вешнего. Считалось, что в этот день змеи, потерпевшие поражение от св. Георгия, становятся очень злыми, а Егорий Зимний старается защитить от них людей и животных. В одной из легенд рассказывается о том, как змеи пытались ужалить св. Параскеву Пятницу, которая шла по лесу в день Егория Зимнего, но Егорий отогнал змей. Св. Георгий считался также покровителем волков: осенью, когда волки голодны, именно св. Георгий дает им пищу.

Встреча бойцов по смешанным единоборствам в легком весе, выступающих под эгидой UFC, действующего чемпиона Хабиба Нурмагомедова (Россия) и временного чемпиона Дастина Портье (США) состоится в рамках турнира "UFC 242", который будет проведен в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов.

Россиянин Хабиб Нурмагомедов вернется в восьмиугольник, чтобы побороться за объединение "легких поясов". При этом, по словам отца Хабиба, встреча не будет спокойной прогулкой, поскольку Портье заслужил право на этот бой по спортивному принципу и нельзя принижать его достоинства.


То есть, дата боя Хабиба Нурмагомедова и Дастина Портье:
* 7 сентября 2019 г.

Хотя, конечно же, не все родительские дни приходятся на субботу. Так, первый родительский день после Пасхи в 2019 году, который называется Радоница, проводится во вторник через неделю после Светлого Христова Воскресенья.


Пасху православные верующие отмечали в 2019 году 28 апреля, соответственно Радоница приходится на 7 мая 2019 года .

То есть, какого числа будет Радоница (родительский день после Пасхи 2019 года):
* во вторник 7 мая 2019 г.

В некоторых российских регионах дата 7 мая 2019 года объявлена выходным днем. С учетом майских праздников, в начале мая 2019 года у жителей этих регионов будет 10 выходных дней.

Ураза-байрам в 2019 году - выходной или рабочий день:

В некоторых регионах страны первый день Ураза-байрам (в 2019 году - 4 июня) является официальным нерабочим днем, дополнительным выходным.

Отдыхают в честь праздника следующие регионы РФ:
* Республика Адыгея.
* Республика Башкортостан (Башкирия).
* Республика Дагестан.
* Кабардино-Балкарская Республика (Кабардино-Балкария).
* Карачаево-Черкесская Республика (Карачаево-Черкессия).
* Республика Крым.
* Республика Татарстан.
* Чеченская Республика.

В перечисленных регионах вторник 4 июня 2019 года является выходным днем, а понедельник накануне (3 июня 2019 года) - коротким рабочим днем.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное тяжелым крестьянским трудом и заботами, «уныло однообразная с бесхитростными радостями и скорбями». Будням противопоставлялись праздники, самые древние из которых были связанны с земледельческим календарем. К таким праздникам относился Егорьев день.

Егорьев день (Егорий, Егорий храбрый, Юрий зеленый, Юрьев день) - народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых.

В народе говорили: "На Руси два Егория: один холодный, другой голодный". Первый - Егорий Вешний ("Летний", "Теплый", "Голодный") - отмечали 23 апреля/6 мая. Второй - Егорий Осенний, Егорий Зимний, Егорий Холодный праздновался 26 ноября/9 декабря

В представлениях простого народа святой Егорий был олицетворением созидающих сил природы, символом весеннего очищения и обновления природы. Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Счи­талось, что он «открывал» землю, давал плодородие полям, защищал скот.

С Егория начинается сев яровых. «На Егория мороз – будет просо и овес», «На Егория дождь – будет скоту легкий год, а гречи нерод (неурожай)», – говорили земледельцы. С Георгия начинают сеять корнеплоды – свеклу, морковь.

Святой Егорий считался покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. В распространенных легендах святой Георгий охраняет домашний скот, помогает пастухам или наказывает их за провинности и нерадивость. Поэтому для Егорьева дня особенно характерны обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных.

Весенний Егорий был днем первого выгона скота в поле. После почти двухсот дней стойлового содержания торжественный первый выгон скота в поле приобретал торжественную и ритуальную окраску.

В народном сознании прочно укрепилось, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория. Крестьянское поверье гласило, что в этот день святой Георгий сам пасет скот.

Обряд первого выгона совершался для сохранности скота, получения хорошего приплода и состоял из нескольких этапов:

· обход скота хозяевами во дворе,

· ритуальное кормление скота,

· выгон скотины в стадо,

· обход стада пастухом,

· одаривание пастуха и трапеза пастухов и хозяев на выгоне.

Накануне Егорьева дня крестьяне не работали, «чтобы волк овец не поел». Выгон скота совершался торжественно с соблюдением многочисленных правил.

Обряд начинался обходом на дворе – он совершался молча или с произнесением каких-либо заговоров или слов с просьбой Святому Егорию сохранить скотину.

Повсеместно существовал обычай ритуального кормления скота перед выгоном особым хлебом, испеченным в Чистый четверг. Хлеб обеспечивал приплод, силу и здоровье. Хлеб, скармливавшийся скоту, имел разную форму и название.

Обычаи западных уездов Московской губернии, конечно, имели региональную окраску, но не сильно отличались по сути.

Так, в Волоколамском уезде , хозяин каждой избы выворачивал шубу, надевал ее поверх шерстью, брал образ святого Георгия и блюдо с мукою, в него клали яйцо и ставили восковую свечу. С этим он обходил свою скотину, выгнанную из хлевов во двор в кучу. После этого образ и блюдо ставилось над воротами на неделю.

Скотину со двора выгонял сначала сборщик – за ним и все крестьяне. Когда стадо собиралось, сборщик обходил его с мирскою иконой – икону потом передавал пастуху. Скотину в поле гнали вербою. Пригнавши, вербу втыкали каждый на своей полосе. Стадо в поле бывало недолго, ибо кормы еще худы. Пастуха дарили лепешками и яйцами

В Рузском уезде в 1851 году так проходил первый выгон скота.

В Егорьев день после обедни священника приглашали на выгон, там совершалось водоосвящение. Поутру пастух, играя на рожке, проходил по деревне, и вдовы, которые пользовались уважением и слыли благочестивыми, выгоняли скотину вербою. По окончании молебна пастух брал образ и обходил три раза все стадо. Наконец скот гнался в поле; его сопровождали крестьяне обоих полов. Пришедши в поле, каждая крестьянка ставила вербу в рожь на своей полосе и молилась Богу. С поля возвращались в деревню, наделивши пастуха хлебом, яйцами, лепешками с творогом.

В 60-х годах прошлого века в Рузском районе редкая семья не имела скотину, поэтому обычаи Егорьева дня еще хранятся в памяти старожилов. Ритуальный хлеб тогда не пекли, но обязательно припасали отдельную буханку для выгона, нарезали на ломти и присаливали. На землю перед воротами клали коромысло или кочергу, чтобы корова переступила через нее.

На веревке хозяйка вела до стада, с веткой вербы. Отпустив в стадо, крестила троекратно и сама направлялась к собранию на краю поля.

Считалось, что на Егорьев день надо обязательно выгонять на пастбище скот, даже если холодно и местами лежит снег, иначе корову невозможно будет «приговорить к стаду». Даже если, в зависимости от погодных условий, скот выгоняли до или после праздника, ритуал соблюдался.

В первый день выгона скота пастухи играли особую роль. Выгнав стадо за деревню, пастух обходил его трижды, как бы накладывал оберег скота от нападения зверей. Пастухов в этот день надо было обязательно отблагодарить, почествовать.

Хозяйки, празднично одетые, с узелками с провизией в руках, отправлялись вместе со стадом в поле на выгон. Пастуха одаривали яйцами, пирогами, мясом, сладостями, выпивкой и деньгами. Пастух часто выставлял на выгоне две корзины, куда полагалось складывать приношения. Снедью и выпивкой, принесенными с собой, женщины также угощали друг друга после обхода. С одной стороны, хозяева хотели подарками расположить пастуха к себе и к своей скотине, а с другой - дары должны были иметь магическое значение - сохранить скотину, получить приплод от нее.

Таким образом, обычаи и обряды Егорьева дня были очень значимы для крестьян. И яркий пример тому – первый после зимы выгон скота, который превращался в народный праздник с охранными, оберегающими ритуальными действиями.

ЛИТЕРАТУРА

Волков Н. Н. Описание Рузского уезда Московской губернии / /Московские Губернские Ведомости. 1851,

Егорий Вешний /Коринфский А.А. Народная Русь.- Смоленск: Русич, 1995. Сс.233-242.

Егорьев день/ Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.- СПб.: Искусство СПБ, 2001.СС.151-160

Егорьев день , глава в кн. Шмелев И. Лето Господне

Праздники в Рузском уезде в 1851 году //Фольклорные сокровища московской земли. Т.1. Обряды и обрядовый фольклор/ сост. Вступит.ст., комм., указатель и словари Т.М. Ананичевой, Е.А. Самоделовой.- М.:Наследие, 1997.-424с.

Первый выгон скота. Руза. 1904. Из фондов Рузского краеведческого музея

В статье мы расскажем о том, что такое Юрьев день, какова история этого праздника, а также о том, в честь кого он отмечается. День св. Георгия, который на Руси назывался Юрьевым днем, связывается у многих из нас с историей крепостного права. И действительно, этот праздник был особым для крестьян. Ни у кого из них не возникал вопрос: "Что такое Юрьев день?" Его значение для них было огромным. Заинтригованы? Читайте эту статью, и вы узнаете, что такое Юрьев день в истории нашей страны.

Когда отмечался Юрьев день, как он был связан с крепостным правом

Это праздник по старому стилю отмечался 26 ноября, а по новому - 9 декабря. В период с 16 по 17 век он выпадал на 6 декабря.

Кратко ответить на вопрос о том, что такое Юрьев день для русских крестьян, можно следующим образом. Во-первых, именно в этот день помещики рассчитывались с ними. Расчет происходил по результатам собранного урожая, тогда, когда в деревне заканчивался финансовый год. Именно от Егорьева дня, как назывался Юрьев день, произошло слово "объегорить", которое означало нечестно рассчитаться. Во-вторых, именно тогда был разрешен уход от помещика. Крестьяне в 15 веке отлично знали, что такое Юрьев день, ведь в этот праздник они могли свободно оставить свою землю и уйти к другому землевладельцу. Для этого, однако, требовалось уплатить долги прежнему помещику, а также пошлину за пользование земельным наделом и двором (пожилое). Те, кто прожил 4 или более лет у землевладельца, уплачивали в случае перехода "все пожилое". Другие, находившиеся в его подчинении менее четырех лет, отдавали только часть, в зависимости от того, какое время они прожили у него. Расскажем о том, что такое Юрьев день в истории России дальнейших лет.

Судебники Ивана III и Ивана Грозного

После того как русские земли были объединены под властью московского князя, установился единый порядок на всей территории государства. В 1497 году был принят Судебник (при Иване III). В соответствии с ним право крестьян уйти от помещиков в течение года было ограничено. Теперь они могли покинуть их лишь после окончания полевых работ, то есть за неделю до Юрьева дня и еще 7 дней после. В изданном при Иване Грозном (портрет его представлен выше) Судебнике 1550 года сохранилось право "выхода". Вот что такое право Юрьева дня - возможность уйти от помещика.

Режим заповедных лет

Слово "заповедь" в переводе означает "запрет". по инициативе Б. Годунова запретил крестьянам и в Юрьев день переходить от одного хозяина к другому. Но не всегда, а только в определенные годы, когда создавались писцовые книги, в которых была представлена опись земельного фонда и населения. Этот запрет стал неожиданным для Появилась следующая поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"

"Урочные лета"

Однако крестьяне еще могли скрыться от помещиков. Еще в в 1597 году, был издан указ об урочных летах. В нем впервые был указан срок сыска беглых крестьян. Он составлял 5 лет. Это время называлось "урочными летами". Если в течение его помещик не нашел крестьянина, не обратился с челобитной о его розыске, право на него было для него потеряно. Беглый крестьянин по закону закреплялся за новым хозяином. "Урочные лета" распространялись не только на тяглых крестьян, которые оказывались прикреплены к земле на 5 лет, но и на их жен и детей, которые ранее не подпадали под "заповедные лета". При этом любой переход крестьянина считался бегством. Совершивший его подлежал возврату вместе с имуществом и семьей.

Борис Годунов впоследствии то отменял этот срок, то вводил его вновь. Через некоторое время было отменено, и жители нашей страны забыли о том, что такое Юрьев день в истории. Сегодня далеко не все могут рассказать об этом празднике. Однако в культуре нашей страны его отголоски сохранились и по сей день.

Итак, мы ответили на вопрос: "Что такое Юрьев день?". Определение этого праздника, как вы узнали, связано с именем св. Георгия. Но мы еще не рассказали о самом этом святом. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

Краткое жизнеописание Георгия

Этот святой родился в г. Бейрут (Белит) в 3-м веке н. э. Родители его были людьми богатыми. Несмотря на то что на христиан в то время были гонения, они воспитывали своего сына в традициях веры. Георгий был красивым, сильным и храбрым юношей. Как и многие его сверстники, он решил поступить на военную службу к Диоклетиану, императору, жившему с 284 по 305 г. н. э. Вскоре он заслужил расположение и уважение правителя Римской империи. Диоклетиан, однако, устраивал гонения на христиан. Однажды Георгий не выдержал этого и обличил императора в несправедливости и жестокости. Он сказал, что он является одним из его любимцев, а между тем Георгий христианин, как и те, кого Диоклетиан преследует. Конечно, этот поступок означал смерть для храброго юноши. Император, убедившись, что тот не отречется от Христа, велел отрубить Георгию голову. Это произошло в Никомидии в 303 году.

День памяти Георгия

Сам день памяти Георгия-Юрия является чисто русским праздником. Его нет в других православных Церквах. Память пострадавшего за веру воина Георгия, жившего при императоре Диоклетиане, по новому стилю отмечается 6 мая. У множества православных народов, к примеру, у южных славян, Георгий - покровитель земледельцев. Всем известно совершенное им убийство змея, изображенное на московском гербе.

Чудо о змие

Каждый из вас наверняка видел изображение святого Георгия, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия, извивающегося на земле. Оно иллюстрирует событие, произошедшее уже после кончины св. Георгия. Согласно легенде, недалеко от места, где появился на свет этот святой, в г. Бейруте, жил в озере змей. Он часто пожирал местное население. Для того чтобы утолить его голод, жители стали регулярно приносить ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Жребий однажды выпал на дочь человека, правившего этой местностью. Девушку отвели к озеру и привязали здесь. Она в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и таким образом спас девушку. Конечно же, этот юноша был Георгием, святым великомучеником. Этим чудесным явлением он положил конец уничтожению девушек и юношей в пределах Бейрута. Георгий обратил ко Христу население этой страны, жители которого раньше были язычниками.

Символы в чуде о змие

Этот рассказ называют чудом Георгия о змие. Он напоминает фольклорные рассказы различных стран о героях и богатырях, победивших чудовище. Однако победа святого, при всем сходстве с ними, была более духовной, нежели физической. Не случайно изображение героя, поражающего змея, нередко объясняют иносказательно. Спасенная им царевна олицетворяет Церковь, а змей символизирует язычество. То, что Георгий изображен на коне, также не случайно. Это символизирует победу над "древним змием", то есть дьяволом. Победа над драконом, а также то, что Георгий по профессии был воином, стали причиной почитания его как покровителя воинства.

Воскрешение вола

Но, кроме убийства змея, он почитался и за другое деяние. Георгий однажды повстречал на своем пути бедного крестьянина. У этого человека пал единственный вол. Георгий упросил Бога своей молитвой оживить вола. Крестьяне трактовали победу над змеем как возможность молитвы этому святому с просьбой защиты от укусов ядовитых змей, нападающих на скот, а также от хищных животных вообще.

Память о святом

Еще с 10 века на Руси стало распространенным имя "Юрий" и "Георгий". Ярослав Мудрый, сын Владимира, крестившего Русь, был наречен в крещении именно Георгием. Ярослав в честь своего покровителя соорудил в Киеве Георгиевскую церковь, находящийся в Великом Новгороде Юрьев монастырь, а также основал прибалтийский город Юрьев. Церковь, расположенная в Киеве (на фото выше), в период средневековья несколько раз была разрушена и перестроена. Окончательно ее уничтожили лишь в 1934 году. Сегодня об этой церкви напоминает лишь название переулка в Киеве, расположенного неподалеку от Золотых ворот (Георгиевский переулок). В наши дни город Юрьев принадлежит Эстонии. Он был переименован в Тарту. А расположенный в (на фото ниже) действует и сегодня. Он является одной из основных достопримечательностей этого города. Благодаря ему многие наши соотечественники вспоминают о том, что такое Юрьев день.

Определение по истории, заданное учителем, или просто интерес к традициям нашей страны побудил вас познакомиться с этим праздником? Надеемся, что в любом случае вы нашли необходимую информацию. О том, что такое Юрьев день на Руси, можно рассказывать долго, но мы постарались отобрать лишь самые важные сведения.

Егорьев день - праздник, обросший множество суеверий, примет и традиций. У славян таких дней в году два. Узнайте ниже, сколько раз в году, когда и как отмечается Юрьев, или Егорьев день.

Какого числа праздновать и сколько раз году

Существует несколько праздников «Егорьев день». У православных таких дней в году четыре, и все они посвящены памяти великомученика Георгия Победносца . В народе его издавна называют Егорием или Юрием.

Лубок «Егорий вешний». XIX век

6 мая празднуется Егорий Вешний. Это день памяти святого в православии, дата его смерти по жизнеописанию. У него немало народных названий - Юрьев день, конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно - Егорий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу.

9 декабря - Егорий Осенний. Праздник установлен в 11 веке и приурочен к освящению Георгиевской церкви в Киеве. Она впоследствии была разрушена в 30-х годах прошлого века. Святой Егорий считался небесным покровителем князя Ярослава Владимировича, который на момент строительства был киевским князем. Он же установил датой почитания святого 9 декабря.

С. Иванов. «Юрьев день». 1908

23 апреля - день почитания Святого Георгия в католицизме. В грузинской православной традиции он является одним из самых почитаемых святых как покровитель Грузии. Посвященный Георгию день здесь отмечается 23 ноября и 6 мая.

В православии праздниками являются только два посвященных святому дня. Это 6 мая и 9 декабря. С этими датами уже несколько веков связано немало традиций. Они же - основные календарные рубежи в жизни крестьян. На Егория Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы, а к Осеннему - завершаются.

Егорий Вешний - суть и традиции

На весенний Юрьев день «святой открывает землю», «приводит весну» - так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена язычества в это время отмечали праздник, посвященный Даждьбогу.

Егорьевской росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней - обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми у Бога ключами святой открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Впрочем, с помощью юрьевской росы в старину ведьмы наводили порчу на скот. Поэтому в некоторых регионах ее считали вредной для животных.

Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.

Освящение колодцев и родников - еще один обычай начала мая. После молебна каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства егорьевской росы.

Практически забытая традиция Егория Вешнего - ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки , за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник, или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на и некоторые другие праздники.

Святой Георгий считался покровителем невест, и в его праздник девушки молились о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений - чтобы женихи заприметили.

В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Ильин день, 2 августа.

Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Южные славяне обязательное блюдо - жареный на вертеле барашек. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.

Обычаи и обряды

В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой в форме креста.

Южные славяне приносили ягнят в жертву на Юрьев день, чтобы защитить животных от болезней, порчи и сглаза, хищников и нечистой силы. Его кровь собирали, не проливая на землю. Ей полагалось смазать лоб и губы детей, а также первые бороды мальчиков. Целью этого действия была защита от нечисти и болезни.

6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала - их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы. Считалось большим грехом, если пастух не посетит церковную службу в праздник, посвященный его покровителю.

Кроме этого, пастух был обязан поднести молока лешему, если поле находилось возле его владений. С хозяином леса он должен был также заключить или обновить договор о защите скота от диких животных. Для этого пастух произносил особый заговор, а затем бросал в лес открытый замок. Леший закрывал его на ключ, и замок хранился в особом месте, о котором знал только пастух.

В Украине и Белоруссии на Открытие Земли было принято осматривать посевы, приглашать священника для освящения полей. Существовала примета - если на Егория осмотреть огород и сад, год будет плодородным. В этих же целях хозяева кувыркались по грядкам и полям. На Юрия втыкали в землю освященные на Вербное Воскресенье ветки для защиты и урожая. Закапывали также крестики и свечи, освященные в храме. Иногда выгон скота сочетали с осмотром полей - проводили животных по посевам. В старину верили, что такая прогулка повысит удой и увеличит урожай.

Обряды и заговоры на Егория Вешнего по больше части были направлены на благополучие скота, его плодовитость, защиту от ведьм и нечистой силы. В этот день существовал запрет на прядение и вязание из шерсти. Даже брать в руки нитки - плохая примета, к гибели домашнего скота от волчьих зубов. Впрочем, если вы не занимаетесь скотоводством, на вас этот запрет не распространяется.

Погодные и садоводческие приметы для 6 мая

Если в майский Егорьев день тепло, значит, и лето холодным не будет. Много комаров - к скорому потеплению. Сильный дождь 6 мая предвещает большое количество травы летом. Дождь говорит о том, что хлеба будет много, а гречка не уродится. Об этом же предупреждает теплая ночь с 6 на 7 мая. Много росы можно воспринимать как совет посеять просо - в этом году его вырастет много. Снег, град и иней - к хорошему урожаю гречки.

Ясное утро говорит о том, что самыми удачными будут ранние посевы. Если утром было пасмурно, но к вечеру погода наладилась - урожайными будут поздние. Южный ветер - к хорошему урожаю, северный предвещает не слишком удачный год для садоводов. О хорошем урожае говорит и большой размер листьев на березах.

Для того, чтобы узнать, как уродят огурцы, на Егория Вешнего нужно повесить на улице влажное полотенце. Если оно высохнет к вечеру - ждите большого количества этих овощей на грядках. Если же нет - рассчитывать на их урожай не стоит.

Егорий Осенний - традиции и суеверия

Осенний Егорьев день, или Юрий Холодный отмечается 9 декабря. Именно в эту дату, в представлении наших далеких предков, святой выпускает на волю волков. Ее же часто называли днем волчьей свадьбы. С этого момента хищники будут чаще нападать на скот и людей. Поэтому без молитвы Георгию Победоносцу о защите от диких животных не обходилось.

В представлении россиян, живших несколько веков назад, Святой Георгий весной едет верхом на лошади, зимой - на волке. Для того, чтобы задобрить его и лесных хищников, выпекали ритуальное печенье в виде коней, коров и других животных. Угощения закапывали в поле. Еще одни способ защиты домашних животных - напоить их водой из проруби, в которую бросили несколько горящих угольков из печи.

Медведи с 9 декабря переставали досаждать жителям деревень и ложились спать до весны. Холодает, замерзают реки - «Юрий мосты строит». В старину в этот день полагалось утеплить окна, двери и вход в погреб.

Зимний день памяти Георгия Победоносца был также праздником силы и мужества. Существовала традиция - парить слабых и хилых парней в бане и хлестать их дубовыми вениками. Дуб всегда служил символом силы, крепкого здоровья, мужской энергии. Считается, что после подобных процедур можно набраться сил. После бани мужчины смазывали тело волчьим жиром, чтобы перенять смелость хищного зверя.

Для крепостных крестьян Юрьев день имел особое значение. Это был единственный день в году, когда они могли сменить хозяина. Возможно, отсюда берет корни следующее суеверие - в зимний Юрьев день следует раздать все долги. Впрочем, это всегда стремились сделать до наступления Новогодних праздников , чтобы не жить в долг еще целый год. С Егория же начинается подготовка к ним.

С тех времен сохранилась примета - к нанятым 9 декабря работникам барин будет добр. Поэтому и считалось, что этот день лучше всего подходит для поиска работы, собеседования, а также первого рабочего дня. Поскольку многие крестьянские семьи в это время уходили искать лучшей жизни, Юрьев праздник считается одним из лучших дней для переезда. Но перед тем, как собираться в дальнюю дорогу, в старину заказывали молебен в церкви - чтобы не было на новом месте жизни худшей, чем на старом.

Крылатые фразы вроде «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» или «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла» также были сложены во времена крепостного права. В 17 веке царский указ запретил крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Большинство пословиц об этом дне приобрело оттенок разочарования.

Даже если погода не слишком способствовала, 9 декабря собирали лекарственные растения. В их числе - сосновая хвоя, ольха и омела. Считалось, что растения в этот день обладают более сильными целебными свойствами.

Погодные приметы на 9 декабря

Одна из традиций Егория Осеннего - слушать воду в колодцах . По шуму предсказывали погоду на зиму. Спокойная вода - к теплу, шумная - к лютым холодам. Сколько снега выпадет 9 декабря, столько и травы весной вырастет.

Сильный мороз на Юрия - к суровой зиме. Это же предсказывал волчий вой, услышанный в населенном пункте, а также ветер с севера. Иней 9 декабря предвещает хороший урожай в следующем году, особенно овса.

Метель 9 декабря предвещает хорошее роение пчел. Багряный рассвет - к сильному ветру, вьюге. Ветер - к бурану. Оттепель предсказывала, что зима будет богатой на теплые деньки. Это же обещает появление грачей.

В целом, Егорьев, или Юрьев день, отмечаемый дважды в году, служил не только днем памяти святого, но и календарным рубежом, границей между теплым и холодным временами года. На Вешний Егорий святой покровитель открывал землю, а народ, в свою очередь, начинал сельскохозяйственный сезон. Зимний Егорий же выпускал на волю голодных волков и лютые морозы. С этими днями связано множество суеверий, по большей части, аграрного характера.