Игры в походе найди знамя. Конкурсы в походе для детей. Игра «Огородные пугала»

Игры в походе на природе для школьников

Костырина Галина Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ Центра детского творчества п. Карагайлинский.
Назначение: Данная разработка может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям.
Лето время активного отдыха, загородных прогулок, походов, пикников. Прогулки на свежем воздухе очень полезны, особенно для растущего детского организма. Чем больше времени ребенок проводит вне помещения, тем лучше, особенно если дети регулярно выезжают со своей семьей или коллективом на природу.
Часто взрослые не знают чем занять детей во время отдыха на природе, поэтому собираясь на пикник, стоит заранее продумать, чем занять детвору. Предлагаю вам несколько вариантов веселых и активных подвижных игр на природе для детей. Дайте им возможность побегать, пошуметь и повеселиться в свое удовольствие!

Цель: Организовать всестороннее социально-коммуникативное и физическое развитие ребенка; развитие смекалки, восприятия и понимания мира природы посредством игры.
Задачи:
Расширять представления и знания детей о природе.
Умение вести себя правильно в общении с природой.
Развивать эмоциональную сферу детей посредством художественного и звукового восприятия природы.
Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
«Чей прыжок дальше?»
Соревнование проводится между командами (от 2х и более человек).
Задание: первый член команды прыгает в длину с места от намеченной линии, на его следы становится следующий игрок и прыгает дальше и т.д. Выигрывает команда, длина коллективного прыжка которой больше.


«Кто быстрей?»
Дети распределяются на две команды (от 2х и более человек). Для каждой команды выбирается, какой либо отличительный знак. (Ленты разного цвета, фантики от конфет, пробки от бутылок и т.п.)
По всему маршруту вперемешку размещаются опознавательные знаки каждой команды (на деревьях, кустах, на камнях и т.п.)
Задание: как можно быстрее прийти в установленное место, к финишу собрав свои отличительные знаки. Побеждает та команда, которая соберет больше знаков и придет первая к финишу.
«Самый наблюдательный»
Взрослый прячет какой-либо предмет (флажок, бейсболку, пакет с чипсами, и т.п.) в лесу на ограниченном, хорошо просматриваемом участке. Называет один-два признака, указывающих на его местонахождение (раздвоенная береза, пенёк, и т.п.)
Задание: по названным признакам найти спрятанный предмет.
Тот, кто первым нашел предмет, присваивается звание «Лучший следопыт».


«Перебежки»
По компасу определяются стороны света и обозначаются по краям поляны яркими предметами (кепкой косынкой, мячом, футболкой и т.п.)
Задание: дети собираются в центре поляны и по сигналу «Восток», «Юг» и т.д. игроки должны как можно быстрее достичь обозначенного места. Игрок, который ошибся, выбывает из игры.
Игра длится до тех пор, пока не останется два самых быстрых и внимательных.
«Не сверни»
Дети распределяются на две команды (от 2х и более человек). Каждой команде даются два кодовых слова обозначающих «правильно идешь»-синее, «неправильно идешь»-красное. Команды размещаются на противоположных краях поляны.
Задание: каждый участник поочередно с завязанными глазами переходит на сторону противника. Команда направляет его кодовыми словами.
Выигрывает та команда, которая быстрее и безошибочно доберется до места.
«Следопыты»
Двое игроков удаляются под наблюдением взрослого, вглубь леса, оставляя за собой заранее оговоренные мелкие предметы (кубики, пробки, шишки, ленточки и т.п.), с помощью взрослых там они маскируются.
Задание: оставшимся на поляне детям нужно найти спрятавшихся товарищей.
«Найди и запомни»
На маршруте длиной 200 метров на одинаковом расстоянии располагаются 7-9 предметных картинок (книга, мяч, животные, растения и т.п.)
Задание: участники игры стартуют по одному с интервалом в 3 минуты.
Выигрывает тот, кто преодолеет трассу в кратчайший промежуток времени и назовет все предметы, изображенные на картинках.
Желаю Вам приятного и веселого времяпрепровождения!

Спортивно-развлекательная игра для учащихся начальной школы «Мы в походе»

Кошевая Оксана Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Школа № 97 г. Донецка», Донецкая Народная Республика
Назначение: Сложно ли организовать поход детей за территорию лагеря? Наверное, нет. Сложнее сделать его увлекательным, таким, чтобы он запомнился ребятам. Данная разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она может быть полезной для учителей начальных классов, вожатых и воспитателей, загородных и пришкольных лагерей.

Цель: создание условий для развития интереса к туризму.
Задачи:
Образовательные:

познакомить с основами отдыха в природных условиях; учить ориентироваться на местности; закрепить знания о пользе смены рода деятельности, о значении активного отдыха для здоровья.
Развивающие:
развивать силу, ловкость, выносливость; способствовать развитию памяти, наблюдательности, познавательного интереса; развивать культуру здорового образа жизни.
Воспитательные:
воспитывать потребность в здоровье как важной жизненной ценности; бережное отношение к окружающей среде; чувство ответственности, отзывчивости; способствовать сплочению коллектива.
Оборудование: 2 палатки, обручи, мячи, мешки для прыжков, полиэтиленовые мешки для мусора, одноразовые ложки (по количеству участников), теннисные шарики.
Действующие лица: ведущий (воспитатель), туристы, Леший.
Подготовительная работа:
Воспитатель объявляет о походе за несколько дней до начала мероприятия; раздаёт слова для выступления. Дети повторяют правила поведения на природе.
Чтобы поход запомнился, потребуется помощь родителей. Заранее продумывается маршрут, производится осмотр места игры, оговаривается меню, готовится спортивный инвентарь для конкурсов.
Ход мероприятия
Воспитатель

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Готов к походу наш отряд?
Сегодня мы собрались с вами на спортивно-развлекательную игру и прямо сейчас отправляемся в путь.
В поход идут ребята,
Смеются и шумят,
О школе, об уроках
И думать не хотят.
Ева П.
(Отряд движется по намеченному маршруту. Мы выбрали поляну в близлежащей лесополосе. Достигнув места стоянки, дети размещаются на поляне).
Выходят туристы


Первый турист
Сегодня в лес пришли гулять,
Благо он – рукой подать.
Захватили всё подряд:
Чипсы, спички, шоколад.
Второй турист
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит,
А пакеты, банки, склянки –
Разбросаем на полянке.
Третий турист
Лес большой, он всё вместит.
Лес он чей!
Хором
Да ничей!
Четвёртый турист
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет, носи в кусты,
Мы с природою на «ты»!
Первый турист
Мы купались, загорали,
Жгли костёр, в футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Второй турист
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки,
Словом мусора гора.
(Разбрасывают мусор)
Третий турист

Мы цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
На шум из леса выходит Леший


Леший
Что за шум, что за гам?
Кто устроил тарарам?
Мирно я на пне дремал,
Вдруг крик дикий услыхал.
Кто испортил водоём?
Кто деревья поломал,
Мусор всюду разбросал?
Вы зачем сюда пришли,
Больше места не нашли?
Четвёртый турист
Только в сказках так бывает,
Нечисть разна выползает.
Леший
Я не сказка и не миф.
Проси прощенье, пока жив!
Туристы
Леший, миленький, прости,
И домой нас отпусти.
Леший
Вас разве в школе не учили?
И дома вам не говорили?
Природу нужно уважать,
Беречь, любить и охранять.
В лесу у нас свои законы,
И вам, друзья, они знакомы.

Что притихли, обормоты?
Вряд ли поняли вы что-то!
Ведущий обращается к Лешему
Ты прости наших ребят.
Всё чему мы их учили
Они просто позабыли.
Туристы
Нет, мы это будем знать,
И строго будем соблюдать
Все мы правила лесные –
Станем мы совсем другие!
Ведущий
Леший, разреши нам всё исправить
Лес в порядок привести,
И спортивный конкурс провести.
Леший
Ну что ж, друзья, понятно мне,
Что вы раскаялись вполне.
Разрешаю поиграть,
Ну, чур, мой лес не обижать!
Я тут с вами посижу
На состязанья погляжу.
(Леший присаживается)
Ведущий
Старт! И времени отсчёт
По минутам начат,
Для здоровья наш поход
Очень много значит.
Уже построены команды,
И шумно огласился бор.
Не за призы и за награды
Спортивный разгорится спор.
Силу и уменье,
Волю и терпенье
Проявить настал черёд,
Ну, ребятушки, вперёд!
Поприветствуем команды и попросим их на старт.
(Команды выходят на старт)
I конкурс «Чистота спасёт мир»
Ведущий
Может, кто ответит внятно;
Мусор ведь без ног, без рук.
Как же в лес он попадает,
Вот же чудо из чудес.
Может кто-то собирает
И приносит мусор в лес?
Нагорнов В.
Нам нужно очистить поляну от мусора, который разбросали туристы (одноразовые тарелки, фантики, пластиковые бутылки и т.д.)
От каждой команды приглашаются по два человека. Участники обнимают друг друга одной рукой, на свободную руку они должны надеть перчатку, взять мусорный пакет и собрать в него мусор.


II конкурс Эстафета «Собери рюкзак»
Ведущий
Бежит дорога вдалеке –
По ней иду пешком.
По ней иду не налегке –
С огромным рюкзаком!
И никому я не скажу,
Что там лежит на дне
А что в него я положу,
Я не скажу вдвойне!
Бурачевская Д.
Каждый участник команды может положить в рюкзак только одну вещь.


III. Конкурс «Домик туриста»
Ведущий
Чтоб на природе спалось сладко,
Поставить, надо бы, палатку.
Участвуют 2 – 4 человека от каждой команды (палатки самые простые, можно использовать детские).


IV конкурс Эстафета «Бери ложку, бери яйцо!»
Ведущий
Если быстрый завтрак нужен,
То нас яйца выручают,
Их разбить всего лишь нужно
В сковородку – каждый знает.
(Яйца заменить теннисными шариками)
Каждый участник команды зажимает во рту ложку. По сигналу дети начинают движение, возвратившись, шарик нужно переложить в ложку следующего игрока.


V конкурс «Привал – викторина для болельщиков»
- Привал! – сказал ведущий нам
Мы сели отдохнуть,
Чтоб бодрыми, весёлыми
Продолжить дальше путь.
(Вопросы задаются поочерёдно болельщикам каждой команды)
1. Почему сухие дрова горят лучше, чем сырые?
(В сырых дровах много воды, часть тепла уходит не на сгорание, а на испарение)
2. Как по камням, поросшим мхом узнать направление?
(Мох обычно покрывает северную часть камней)
3. В лесу вы увидели чудо: на дереве выросли грибы. Вернее, не выросли, а кто-то их посадил. Кто это мог сделать и зачем?
(Белка)
4. Как дятел держится на дереве?
(Два цепких пальца вверху и два – внизу)
5. Как спасается кузнечик, если его схватить за ногу?
(Нога отваливается, как у ящерицы хвост)
6. Как правильно собирать грибы и почему именно так?
(Срезать под самый корень, чтобы не повредить грибницу)
7. Чем отличается озеро от пруда?
(Озеро – естественный водоём, а пруд – искусственный)
8. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза?
(Вороний глаз)
9. Представьте, вы находитесь на природе, но у вас с собой нет часов. Как можно определить время?
(По солнцу, по длине тени, по цветам)
10. Почему в лесу так легко дышится?
(В нём чистый воздух, его очищают деревья)
11. Вопрос – шутка
Как далеко можно зайти в лес?
(Только до середины, а дальше идёшь уже из леса)
12. Вопрос – шутка
По каким полям не пройти, не проехать?
(По полям шляпы)


VI конкурс Эстафета «Кот в мешке»
Ведущий
Прыгают по травке резво воробьи,
Распустив на солнце пёрышки свои.
Прыгают сорока с галкой, кто быстрей, -
Мы возьмём мешочки, с ними веселей.
(Бег в мешках)


VII конкурс «Мяч в кольцо»
Ведущий
Ну, так что, друзья, слабо,
Угодить мячом в кольцо?
Это не баклуши бить,
Надо очень ловким быть.
Ты за мяч смелей берись,
Да смотри, не промахнись.
(Все участники команды поочерёдно бросают мяч в обруч с определённого расстояния. Побеждает команда, набравшая большее количество очков)


VIII конкурс капитанов «Зоркий глаз»
Ведущий
Кроме знанья и уменья –
Значит, каждому из нас
Всем необходимо зренье!..
Нужна пара зорких глаз!
Орлова Н.
Ведущий указывает на определённое дерево и спрашивает:
- Как вы думаете, сколько шагов до этого дерева? Капитаны отвечают. Чтобы проверить правильность ответа, идут, широко шагая и считая шаги. Выигрывает тот, чей ответ окажется более точным.

В походах решаются задачи активного отдыха, укрепления здоровья, всестороннего развития, расширения знаний об окружающем мире, природе; приобретаются навыки общения, взаимопомощи, заботливого отношения к товарищам.
Поход может пройти весело и интересно, если заранее продумать и предложить детям новые игры, в частности те, которые содержат элементы ориентирования на местности.

«Быстрей в поход»

Цель: ознакомление с туристским снаряжением, воспитание чувства взаимопомощи, развитие быстроты движений.

Количество игроков: более десяти.

Инвентарь: туристское снаряжение (рюкзак, штормовка, кружка, обувь и т.д.).

Инструкция. Играют все участники похода, которые делятся на 2–3 равные команды. На старте находятся капитаны, около них собрано все снаряжение для похода: обувь, носки, штормовка (или куртка), кружка, мыло, полотенце и т.д. Количество предметов должно быть равно числу играющих в команде. Команды строятся на одной линии в 20 м от своего капитана. По сигналу направляющие бегут к капитану, кладут в рюкзак одну из вещей снаряжения (капитан помогает надеть рюкзак) и бегом возвращаются назад, снимают рюкзак, передают следующему, тот бежит к капитану, кладет еще одну из вещей и т.д. Последний игрок в команде бежит к капитану, помогает ему надеть штормовку и рюкзак, и они вместе возвращаются к своей команде. Побеждает команда, которая быстрее подготовила капитана к походу.

Методические указания. Игру можно повторять 2–3 раза, меняя капитанов.

«К флажку»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; умения ориентироваться в пространстве без зрительного контроля.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: флажок, повязки на глаза.

Инструкция. Посередине поляны ставится флажок (палка). Играющие располагаются полукругом в 40–50 м от флажка. По сигналу все завязывают глаза повязками. Даются команды: «Налево!», «На месте бегом марш!», «Направо!», «Кругом!» и др. Игроки выполняют эти команды. Затем дается команда: «К флажку шагом марш!». Все начинают двигаться к флажку, через 15–20 шагов дается команда «Стой!». Все останавливаются, снимают повязки. Победитель – тот, кто ближе всех подошел к флажку.

Методические указания. Игра повторяется 4–5 раз.

«Переправа через болото»

Цель: развитие координации движений, равновесия, смекалки.

Количество игроков: 10–20.

Инвентарь: две доски.

Инструкция. Играют 2–3 команды, которые делятся пополам. Одна половина каждой команды выстраивается с одной стороны «болота», вторая – с другой. Ширина «болота» 15–20 м. Направляющие на старте – с одной стороны «болота», они имеют по две доски длиной 50–60 см. По команде направляющие кладут одну доску перед собой и встают на нее, вторую кладут вперед на такое расстояние, чтобы можно было встать на нее, достав первую доску и не ступив в «болото». Таким образом играющие переправляются на другой «берег», где их ждут следующие игроки, которые подобным образом возвращаются обратно. Игра заканчивается, когда через «болото» перейдут все играющие. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Методические указания. При проведении этой игры необходимо следить за выполнением всех правил техники безопасности.

«Ориентировка по слуху»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве без помощи зрения, тренировка внимания.

Инвентарь: свисток, повязки на глаза.

Инструкция. Все играющие располагаются полукругом на расстоянии 2–3 м друг от друга и завязывают глаза повязками. Водящий встает в 30–40 м и дает сигнал – свисток. Все начинают двигаться в сторону водящего, стараясь подойти как можно ближе. По второму свистку все останавливаются, а водящий переходит на другое место и снова дает свисток. Так повторяется 5–6 раз. Затем дается длинный свисток – сигнал к окончанию игры. Все снимают повязки. Выигрывает тот, кто ближе других подошел к водящему.

Методические указания. Игра проводится на большой ровной поляне.

«Грибная охота»

Цель: развитие равновесия, точности и быстроты движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: доски-мостики, веревочные перила, мешки, шишки.

Инструкция. Через канаву шириной 1,5–2 м переброшены параллельно два узких мостика. По два человека из каждой команды держат рядом с мостиком для страховки веревочные перила. На одной стороне канавы растут «грибы» (разбросанные шишки), на другой – находятся две команды играющих. По сигналу первые игроки переходят через мостик, срывают по одному «грибу», приносят их своей команде и кладут в «корзины» (полиэтиленовые мешки), затем отправляются следующие игроки и т.д. Играют 5–7 мин. По сигналу свистка игра заканчивается. Выигрывает команда, у которой в корзине больше «грибов».

Методические указания. Игру можно повторить 2–3 раза.

«Неразлучные друзья»

Цель: развитие взаимопонимания в совместных действиях, улучшение координации движений.

Количество игроков любое.

Инвентарь: резиновое кольцо.

Инструкция. Все играющие парами выстраиваются на одной стартовой линии. Левая нога одного и правая другого играющего в паре соединены резиновым кольцом. Каждая пара по сигналу преодолевает дистанцию длиной 25–30 м. Команда, раньше других пришедшая к финишу, получает одно очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Методические указания. При проведении этой игры необходимо внимательно следить за соблюдением техники безопасности. Веревочные перила рекомендуется держать взрослым.

После того как Лето, Солнце, Дерево повели игры, прибегает Заяц:

З: Лето, Солнце, дерево Здравствуйте! Здравствуйте детишки!!!

Все здороваются с зайцем.

З: Лето, там твоя сестричка Осень идет!

Л: Ох, детишки что то и правда я задержался пора место уступить своей сестре Золотой осени! Ну ничего быстро время пролетит и снова я Лето тут как тут.

Заходит Осень

О: Здравствуйте детишки вы меня узнали?....... Да я Осень. А вот и мой братец лето!

Л: Здравствуй сестрица! Не успел я разгуляться а тут уже ты!

О: Каждому времени года своё время!

О: Дорогие дети давайте попрощаемся с летом!!! (на усмотрение осени как)

После того как дети попрощались с летом лето ушло.

О: Понравилось вам играть с моим братом? А хотите еще поиграть? (после ответа ДА)

Д: Детишки скажите вы знаете откуда берется дождик? (если дети отгадывают выбегают тучки, если нет помогает ответить и все ровно выбегают тучки J)

Т1иТ2: Привет детишки!!!

Т1:Ну что у вас хорошее настроение???

Т2:А какое же еще оно у них может быть.

Все вмести С,Д,О,Т1,Т2: А давайте играть???

2-3 игры на выбор!!!

После этого:

О: понравилось вам с нами играть? (Да-а-а-а)

С: А сейчас мы хотим подарить вам песню:

Выходят все:

Текст песни ДЕТСКИЕ ПЕСНИ – Осень раскрасавица! (А. Смирнов)

Светит солнце ласково,

Нежно улыбается.

Это в гости к нам пришла

Осень – раскрасавица!

Яркая, зеленая,

Желтая и красная.

Но всегда веселая,

И всегда прекрасная.

Ветерком, гонимая,

Листьями, шуршащая.

Очень осень любим мы

И поем от счастья.

Лап-та-бу-ди-бу-ду

Дай-дай-дай,

Лап-да-бу-ди-бу-ду

Дай-дай-дай-дай`

Все раскрасила вокруг

Красами красивыми.

Собираются на юг

Стаи журавлиные

Так уж им положено,

И судьбою велено.

Прилетайте к нам весной

С самой первой зеленью

Пусть помашет вам рукой –

Осень раскрасавица.

Рады будем мы весной

Снова повстречаться.

Лап-та-бу-ди-бу-ду

Дай-дай-дай,

Лап-да-бу-ди-бу-ду

Дай-дай-дай-дай`

Никогда не унывай,

Не смотри с грустинкою

Оглянись вокруг давай,

Насладись картинкою

Яркою, зеленою,

Желтою и красною

Но всегда веселою

И всегда прекрасною

До чего ж красивая

Осень настоящая

Мы с тобой счастливые

И поем от счастья!

Честно говоря, провести такой праздник довольно сложно. Во-первых , оказавшись пикнике, дети меньше всего хотят играть организованно — у каждого находится свое интересное дело. Во-вторых , организация детского праздника на природе требует определенных физических данных. Например, громкий голос:-).

Если вы все-таки решились собрать гостей на пикнике и планируете развлекательную программу, не обладая темпераментом клоуна и навыками опытного аниматора, воспользуйтесь моей подборкой конкурсов.

Я выбрала только те игры и конкурсы на природе, которые проще всего организовать (большинство из них можно проводить с количеством участников от 4 человек) .

Пока только 20 идей, но я планирую дописывать интересные конкурсы на природе в эту статью, так что со временем их будет гораздо больше!

Бросалки и кидалки 🙂

Этот конкурс мне нравится за простоту и объективность в выявлении победителя. Легко установить, кто попал в цель большее количество раз.

Варианты:

  1. На расстоянии 10 детских шагов попасть шишкой в ствол дерева. У каждого, допустим, 10 попыток.
  2. Сбить палкой какую-либо конструкцию из сухих веточек (назовем это «лесная лапта»).
  3. Поставить на расстоянии нескольких шагов пустую кастрюлю (таз, ведро). Соревнуемся в меткости, бросая туда небольшие резиновые мячики, игрушки или те же саме шишки. Если нет пустой емкости, ищем просто ямку в земле.
  4. Привязать веревку к горизонтальной ветке дерева так, чтобы ее конец доставал до земли. К нижнему концу веревки привязываем небольшой пакет с мячиком (шишками, игрушками), лишь бы это был какой-то безобидный «грузик». Игроки берут в руки «грузик» и отходят на насколько шагов в сторону. Нужно сбить предметы, стоящие на некотором расстоянии от центра. Вот рисунок.
  5. Еще вариант предыдущей игры. Нужно выбрать ведущего, который будет раскачивать «маятник», а вещи (бутылки, коробочки с соками, палочки, камешки, игрушки) нужно сложить в центре. Игрокам нужно успеть подбежать и забрать предмет, пока «маятник» не вернулся.
  6. Сделайте удочку. К палке 1,5 — 2 метра привяжите веревку с грузиком на конце. Этим грузиком нужно сбить мелкие предметы на расстоянии, чуть большем, чем длина палки, раскачивая веревку.


Игры-догонялки

Медведь

Разложите игрушки, кастрюльки, пакеты и вещи, которые вы принесли для пикника на полянке. Посадите в центр этой композиции медведя, на расстоянии 5-7 шагов прочертите на земле линию, за которой будет «домик». Ведущий кричит: «Медведь проснулся!». Дети должны спасать имущество и складывать его за линию, а медведь может ловить только того, у кого в руках ничего нет (в тот момент, когда ребенок возвращается за вещами от безопасной линии). Побеждает тот, кто соберет больше всего вещей. А медведем становится игрок, который оказался в лапах медведя.

Догонялки «Короткие ножки»

Догонять и убегать участникам игры нужно будет с пустой пластиковой бутылкой, зажатой между коленями.

Краски

Игроки становятся в линию. Ведущий отворачивается и отходит на 5 шагов.

— Тук-тук?
— Кто-там?
— Не знаю сам.
— Зачем пришел?
— За краской.
— За какой?
— За синей!

Все, у кого есть такой цвет на одежде, держится руками за этот цвет и остается на месте, остальные убегают от ведущего. Следующим водит тот, кого поймали.

Поединки

Поединок с шариками

На природе весело получится вот такая игра. К правой щиколотке игроков привязать небольшие шарики (веревочка не более 30 см). В поединке участвует только по 2 игрока. Руки не участвуют, их нужно сцепить за спиной в замочек. Побеждает тот, кто сумеет лопнуть шарик победителя ногой. К тому, кто победил, приходит новый соперник с шариком на ноге. Так продолжается до тех пор, пока не останется один игрок с целым шариком на ноге.

Рыцарский турнир

Если есть относительно ровное и не толстое бревно, можно драться длинными тонкими шарами. Победитель должен устоять на бревне.

Шуточные игры

Игра «Паровозик с препятствиями»

1 этап игры.

Между деревьями на высоте 30-40 см натяните веревку зигзагами. Все участники праздника становятся в паровозик друг за другом, держась за талию. Под музыку первый игрок начинает движение мелкими шажками, выбирая сложный маршрут. Нужно перешагивать через веревку, обходить вокруг дерева, и так далее. Это просто весело, особенно если участников больше пяти.

2 этап игры.

Одного из игроков отводят в сторону и плотно завязывают глаза платком. В это время веревку нужно убрать, подвести его к началу маршрута. А теперь ведущий подсказывает, как нужно поднять ногу, сколько пройти шагов, куда повернуть. Игрок выполняет команды, думая, что веревка осталась на месте и старательно преодолевает несуществующие препятствия. Попробуйте, это весело!

Эстафеты:

Шашлык

Больше всего подходит для осеннего пикника, так как нужны опавшие листья. Как обычно, делим детей на команды. Заранее собираем листья. Определите расстояние для бега (не более 6-7 метров). В конце маршрута положите для каждой команды шампур (палку, на которую нужно нанизать лист). Игрок бежит, нанизывает листок на палочку, возвращается к команде. Побеждает та команда, у которой, естественно, будет самый шикарный шашлык к тому моменту, когда закончится веселая детская песня.

Тушканчик

Расстояние в 5-7 метров и обратно нужно преодолеть, крепко зажав мячик между коленями. Можно при этом относить в «норку» шишки, орешки или мелкие камешки. Команда победитель вновь выявляется к концу песенки.

Уголек

Делим детей на две команды. Собираем мелкие камешки или шишки по количнству участников. Сойдут и маленькие коробочки с соками. Нужно не просто добежать и положить уголек в костер, а двигаться, подбрасывая слега предмет вверх. Это же уголек, он обжигает руки! Побеждает команда, которая быстрее сложит свой костер.

Пожарные

Игра для жаркой погоды. У участника каждой команды — пустые одноразовые стаканчики. Команды нужно построить в шеренгу, правым боком к направлению движения.

У последнего игрока в шеренге должен быть полный стакан воды. По команде он переливает воду соседу в пустой стакан максимально аккуратно, бежит и становится первым (обязательно рядом с предыдущим участником). Настает очередь того, у кого теперь полный стакан воды. Он тоже переливает ее соседу. Так нужно добраться до цели. Команда, у которой в конце эстафеты останется больше воды, побеждает.

На завалинке

Все набегались, устали. Сели на бревнышко…

Время для малоподвижных игр и конкурсов, которые, кстати, тоже очень веселые.

Дирижер -дрессировщик

Ведущий делит гостей на группы (если детей мало, каждый получает отдельную роль). Пусть у вас на празднике появятся лягушки, коровы, собаки, кошки, свинки, утки, пчелки, овцы и так далее.

Им предстоит исполнить песенку для именинника на мелодию «Happy Birthday to You». Сначала каждый поет по строчке. Дирижер указывает палочкой, и…

Ква-ква-ква-ква гав-гав

Хрю-хрю-хрю-хрю мяу-мяу

Кря-кря-кря-кря жу-жу-жу

Му-му-му-му беее-беее….

А теперь все вместе!

Главное, чтобы рядом не было других отдыхающих, так как хор получается уж очень торжественный:-).

Сказка ожила

Берем самую простую детскую сказочку. Все гости получают роли. Те, кому не хватило главных героев, становятся деревьями, солнышком, облаками, ветром.

Для леса лучше всего подходит «Маша и медведь». Только продумайте, кому дадите роль пенька, ведь на него сядет медведь!

Крокодил на пикнике

Один из участников жестами показывает какой-либо предмет, необходимый на природе, остальные угадывают. Весело выглядят в такой пантомиме спички, дрова, мясо для шашлыка, термос, рюкзак и насос.

Чучело огородное

Коллекция командных игр пригодится не только в походе, но и в туристическом лагере. Их можно использовать и при небольшом, и, наоборот, при значительном числе участников (если вдруг в поход отправилось несколько классов). Участие ребят в общей игре решит сразу множество воспитательных задач, создаст атмосферу веселья и импровизации.

Али-Баба

Все желающие поиграть в эту игру делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу, повернувшись лицом к противнику. Расстояние между командами – не меньше 5 м. Затем происходит диалог:

1-я команда. Али-Баба!

2-я команда. О чем слуга?

1-я команда. Пятого, десятого такого-то сюда (называют имя того, кто им нужен).

После этого все в первой команде берутся за руки. А игрок из второй команды, тот, чье имя назвали, должен разбежаться и с первой попытки прорвать в любом месте ряд первой команды. Если ему это удается, он забирает в свою команду одного из тех, через кого прорвался. А если он не сумел разорвать цепь игроков, то сам переходит в команду противника.

Побеждает команда, которая сумела собрать у себя всех игроков.

Казаки-разбойники

Классическая командная игра, прабабушка всех военно-спортивных игр. Для этой игры чем больше участников, тем лучше.

Все, кто собирается играть, определяют границы территории, на которой будет происходить игра, и делятся на две приблизительно равные команды – казаков и разбойников. Команды выбирают себе отличительные знаки. Казаки, например, могут играть с нарукавными повязками или в похожих кепках, а разбойники могут повязать на головы платки-банданы или ленты.

Теперь можно начинать игру. Разбойники бегут прятаться. По дороге они рисуют стрелки и оставляют другие метки, которые предназначены не столько для того, чтобы показать, куда они побежали, сколько для того, чтобы запутать преследователей, сбить их со следа.

Казаки тем временем выбирают и готовят место для тюрьмы, в которую будут заточать пойманных разбойников. Размеры тюрьмы должны быть такими, чтобы в ней могли поместиться все разбойники. Границу тюрьмы либо обводят чертой, либо обозначают палками или камнями.

Когда тюрьма готова, пора ловить разбойников. Дело это совсем не простое, ведь разбойника нужно не только увидеть, но и запятнать. Если казак сумеет дотронуться до разбойника, тот должен немедленно остановиться. Взяв пленника за руку, его ведут в темницу. Вырываться нельзя, но если казак сам отпустит руку разбойника, тот может убежать. Постепенно в темницу попадает несколько разбойников.

Но не все так просто. Разбойника, которого ведут в тюрьму, могут выручить товарищи. Для этого им нужно подкрасться к казаку-конвоиру и запятнать его. В этом случае казак должен отпустить пленного и не имеет права преследовать убегающих разбойников. Впрочем, все может кончиться и по-другому. Ведь если казак первым запятнал разбойника-выручальщика, то он отведет в тюрьму сразу двоих.

Разбойники, попавшие в темницу, могут покинуть ее только в одном случае – если кто-либо из непойманных товарищей коснется их рукой. Поэтому казаки всегда оставляют около темницы нескольких часовых.

Вызволить разбойника из темницы – дело очень трудное и опасное. Ведь самое большее, что может сделать пленный, который заметил приближающегося товарища, – это подойти к границам тюрьмы (но не пересечь их). А охрана может перемещаться как угодно.

Поэтому обычно на освобождение пленных отправляется целая группа разбойников: одни отвлекают караул, а другие пятнают узников.

Игра ведется либо до поимки всех разбойников, либо, что бывает гораздо чаще, до тех пор, пока казакам и разбойникам не пора будет идти домой.

Волки и медведи

Командная игра в догонялки, в которой самым важным качеством является не скорость, а самообладание, сообразительность и хорошая реакция.

Все участники игры делятся на две команды. Первая команда – волки, а вторая – медведи.

На земле или на асфальте отмечаются 4 линии: 2 стартовые (засады) и 2 финишные (дома).

Звери занимают места по линии старта лицом друг к другу. Ступня одной ноги каждого участника должна быть в нейтральной зоне.

Ведущий (самый старший или просто опытный игрок), никого не предупреждая, выбирает одну из команд и громко говорит: «Раз, два, три… Волки!» (или: «Медведи!»).

Игроки названной команды устремляются в погоню, а другие убегают в сторону дома. Тот, кто перешел линию финиша, может чувствовать себя в безопасности – пятнать его уже нельзя. А те, кого успели запятнать, выбывает из игры. Так заканчивается первый кон. Оставшиеся занимают свои места в засаде, и игра начинается снова.

Игра продолжается до тех пор, пока в командах есть хотя бы по одному игроку. Если долгое время не удается никого запятнать, игра заканчивается. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.

Море волнуется… Раз

Ведущий на время игры становится повелителем морской стихии. Он громко произносит: «Море волнуется, раз!» Все участники бегают вокруг. «Море волнуется, два!» – говорит ведущий. Участники, двигаясь, начинают изображать кого-либо или что-либо, связанное с морем: кита, чайку, парусник, медузу и т.д. «Море волнуется, три!.. Морская фигура, на месте замри!» Все играющие замирают в позах, изображающих выбранные фигуры.

Ведущий обходит участников и выбирает самую выразительную фигуру, автор которой становится новым ведущим.

Игра повторяется сначала. Но на этот раз ведущий может задать тему для создания фигур, сказав, например: «Фигура… осьминога, на месте замри!»

Каждый следующий ведущий придумывает для фигур все новые и новые образы, которыми могут стать звери, птицы, растения, сказочные персонажи, герои мифов и мультфильмов, представители разных профессий, популярные артисты и т.д.

Воробьи и вороны

В этой игре могут принимать участие 6–12 игроков. Чем больше участников, тем интереснее игра. А еще для игры понадобятся предметы двух видов, например кубики и мячики.

Участники игры выстраиваются на площадке в колонну по одному на расстоянии шага друг от друга. Они делятся на две команды, рассчитываясь на первый-второй. С правой стороны колонки выкладывают в линию кубики, с левой – мячики. Предметов с каждой стороны должно быть вдвое меньше, чем игроков.

Игра начинается с того, что все по команде ведущего выполняют разные упражнения: «руки вверх», «руки в стороны», «присесть» и т.д. Затем ведущий громко по слогам произносит одно из слов: «воробьи» или «вороны». Если он говорит «Во-ро-ны», то на слог «ны» все играющие бросаются к кубикам и стараются захватить их. Если ведущий говорит: «Во-ро-бьи!», то при слоге «бьи» все бросаются к мячикам. Каждый игрок, который захватил предмет, приносит своей команде один балл. Обычно проводят 7 конов игры. После этого подсчитывают баллы и определяют победителя.

Карусель

Участники игры встают в круг. Некоторые держат в руках спортивные снаряды (мячи или летающие тарелки, а еще лучше – и то и другое). Количество спортивных снарядов зависит от количества игроков. Если участников от 2 до 6, достаточно 2 снарядов, если участников больше 6, число снарядов можно увеличить до 3. Участники начинают одновременно перебрасывать мяч и тарелку друг другу в одном направлении. Бросают всегда ближайшему товарищу. Если он замешкался, партнер должен подождать.

Барсуки, или Прятки наоборот

Это, наверное, самый забавный вариант игры в прятки.

Игроки разыгрывают, кто из них будет барсуком, а также очередность выхода на охоту. Затем все отворачиваются, закрывают глаза и считают до 24, а барсук тем временем прячется.

После этого на его поиски отправляется первый охотник (остальные в это время должны стоять отвернувшись). Если за оговоренное время (например, за 1 минуту) барсук не найден, то игрок возвращается к охотникам. Причем разговаривать ему нельзя.

Но если барсук обнаружен, охотник, вместо того чтобы выгнать его из норы, сам прячется вместе с ним! Через минуту искать барсука идет второй охотник, потом – третий и т.д. Надо сказать, что к концу игры в норе бывает довольно тесно. А самое трудное для всех – не расхохотаться и не выдать свое убежище охотникам.