Крещение господне история праздника. Крещение Господне: история и традиции праздника. Народные обычаи и традиции, связанные с Крещением

Крещение Господне – один из масштабнейших православных праздников. Этот день в нашей стране празднуют ежегодно 19 января.

В России это важное событие отмечается достаточно широко, во всех церквях идут службы , а люди, верующие и неверующие, посещают храмы, чтобы помолиться и набрать освященной воды.

Из истории события

Согласно Евангелию, когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, он нашел Иоанна Предтечу, находившегося в те дни в городе Вифаваре у реки Иордан. Тогда много народа покрестилось у Иоанна в реке Иордан, так как верили они в его пророчества, в том числе и о скором появлении Мессии.

Обряд крещения в реке Иордан для Иоанна и его последователей символизировал обновление, смену старого закона на новый, который принесет с собой Мессия.

В тот день, когда сам Христос явился пророку, чтобы пройти обряд Крещения, Иоанн Креститель не поверил, что сам Мессия посетил его. А Иисус смиренно ответил, что ему надлежит исполнить правду и принял Крещение от пророка.

Говорят, что в День Крещения Господа произошли небывалые события, а точнее открылось небо, и раздался голос с небес.

Именно после этого события за Христом последовали его первые ученики Андрей, Симон, Филипп, Нафанаил, ставшие впоследствии апостолами. А окрещенный Иисус отправился в пустыню на 40 дней, где усердно молился и постился, искушаемый Дьяволом. После этого он вернулся в мир, чтобы исполнить свое предназначение.

Доподлинно неизвестно, когда жил, родился и крестился Иисус. Ученые-теологи считают, что он жил в 1 веке до н.э., родился с 12 по 4 годы до нашей эры, а крестился спустя 30 лет после рождения. В 33 года Иисус был распят на кресте.

Христос был крещен в заводи Ярденит, там, где сливается священная река Иордан с Тивериадским озером. Многие истинно верующие в настоящее время хотят креститься именно там.

Первые упоминания о Крещении как о празднике

Но вначале два праздника, Рождество и Крещение, не были разделены, их отмечали в один день 6 января, а событие называлось Богоявление.

Лишь в конце 4 века нашей эры Крещение Господне стало самостоятельной датой. Но до сих пор сохранилось некое единство между этими двумя событиями, за день до Рождества и Крещения необходимо соблюдать пост, а вечер накануне обоих церковных праздников называется Сочельник.

Полезно знать: Рождество и Крещение соединены периодом с 7 по 17 января, который именуется Святками.

Традиции и обычаи Крещения

Накануне Крещения весь день необходимо поститься, а вечером с появлением первой звезды можно кушать только постные блюда. Садиться принимать пищу следует только после молитвы.

Накануне Сочельника христиане тщательно убирались в доме. Вымывали все углы, а там, где по поверьям могла быть нечистая сила, в окнах, углах, рисовали кресты. Считается, что в вечер накануне Крещения нечистая сила особенно опасна.

Одна из главных традиций в крещенский вечер – омовение в проруби. Считается, что таким образом человек смывает святой водой с себя все свои прегрешения, заряжается здоровьем и силами на предстоящий год. Девушки и женщины в этот святой день окунали в освященную воду калину или коралл и умывались той водой, чтобы лицо выглядело здоровым, а щеки были румяными.

Считается, что с 00.00 часов ночи до 24.00 часов 19 января изо всех источников идет святая вода, которая обладает мощными целебными свойствами. По поверьям, святая вода может излечивать многие болезни, бороться с порчей, сглазом и т.д. В церквях утром 19 января проходят службы, вода дополнительно освящается. Святая вода сохраняет свои целебные свойства ровно год.

Верующие традиционно ходят в этот день в церковь, и не только утром на богослужение освящения воды, но и в течение всего дня. В этот день нужно молиться и посвятить себя духовному просвещению. В храме люди умываются, пьют святую воду.

На стол в этот великий праздник, согласно обычаю, необходимо поставить дюжину блюд. Это могут быть каши, холодец, мясо, блины и т.д. После еды все члены семьи, от мала до велика, благодарят Господа за хлеб и отправляются выпускать на волю голубей.

Существуют и некоторые запреты в этот великий божественный праздник. Так, 19 января нельзя заниматься физическим трудом, убираться следует заранее, в крайнем случае, сделать это можно до обеда. А вот стирать категорически запрещено не только 19 января, но и в течение 2-х дней после.

В день Крещения нельзя пить спиртное, допустимо употребить лишь бокал кагора. Категорически не стоит гадать на Крещение, грубить, жадничать и хамить в этот день.

Проповедь на крещение

Традиционно 19 января в России святейший патриарх совершает торжественную длительную литургию в храме и обращается к верующим со словами молитвы и проповеди. Богослужение транслируется по телевидению.

Крещение Господне – один из самых почитаемых религиозных праздников среди россиян. Посещение церквей, храмов, прыжки в прорубь, набор святой воды стали в этот день народными традициями.

И Спаса нашего Иисуса Христа

В этот день христиане всего мира вспоминают одно из ключевых евангельских событий - Крещение Иисуса Христа в реке Иордан.

У Крещения существует и второе название, Богоявление, которое он получил в память о чудесном происшествии, которое случилось с Иисусом Христом во время обряда.

Крестил Иисуса пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Евангелие рассказывает нам, как во время обряда, на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. В тот же момент, голос с неба провозгласил:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

После своего крещения Иисус Христос, отправился в уединении в пустыню, где в молитве и посте готовился к исполнению своей важнейшей миссии, с которой он явился на землю.

Православная церковь относит праздник Крещения Христа к числу двунадесятых. По юлианскому календарю праздник отмечается 6 января, а по новому стилю — 19 января. Крещения Господне завершает собой рождественские святки.

«В этот день все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Традиционно, в день праздника Богоявления, совершается водосвятие. Святят воду дважды - накануне праздника, а затем непосредственно в сам святой день.

19 января, на Крещение, в любом местном водоеме прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Неподалеку от нее устанавливается аналой и деревянный крест с ледяным голубком, который символизирует Святой Дух.

После обязательной праздничной литургии, люди отправлялись к проруби. Священник служил молебен, после чего трижды опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божье благословение.

По традиции, крещенскую воду, которую набрали из освященных источников, хранят целый год - до следующего праздника Крещения. При необходимости, ее следует пить на голодный желудок, параллельно молясь.

Несмотря на то, что в праздник Крещения Господнего нет поста, день накануне — Сочельник, необходимо провести соблюдая строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы, меда и изюма.

Как сообщала Politeka,

19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление. Крещение, как и Пасха, считается самым древним праздником в христианской культуре. Этот день связан с евангельским событием - крещением Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан.

ТАСС рассказывает об истории, смысле и традициях праздника.

Смысл названия

Праздник Крещение Господне тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном.

Этот день также часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов" или "святыми Светами" — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.

История праздника

Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах.

Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его. После крещения "отверзлись" небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. При этом все услышали слова Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф 3:17).

Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Считается, что в этом событии людям была явлена Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем.

Как принято праздновать

На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях (иорданях). Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков . В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу.

Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан на Крещение главное посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.

Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу традиционное постное блюдо из крупы — сочиво. Трапезничать можно только после выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской водой.

Освящение воды

Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды. Накануне, 18 января и непосредственно в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии.

Крещеная вода называется "агиасма "и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию.

По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается. Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон.

Дарья Бурлакова

В Крещенский сочельник были совершены Литургия св. Василия Великого и чин великого освящения воды.

В сам день праздника Богоявления была совершена Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста.

После заамвонной молитвы было совершено великое освящение воды.

Освящение воды совершалось в течение всего дня сочельника и самого праздника Крещения Господня, а также, по традиции, будет совершаться по мере необходимости до дня отдания праздника Крещения.

Праздник Крещения Господня

Непостижимое таинство открывает ныне просвещенному светом Истины уму праздник Крещения Господня. Воплотившийся Бог – Господь Иисус Христос, сходит в воды Иордана, освящая и восстанавливая некогда растленное грехом человека водное естество, сообщая ему Силу и благодать Святого Духа, воспринимая которые в крещальной купели каждый христианин становится участником нетленной вечности в Царстве Небесного Отца.

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-23; Ин 1:33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело глубокое онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество - на тело и душу человека. Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения.

Трикратное погружение в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды - приобщение тридневному Его Воскресению.

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа - Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, - говорит Предтеча,- но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:

«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.

Богоявление является одним из древнейших христианских торжеств, отмечавшимся уже в III веке. Вначале в разных поместных Церквах с этим праздником связывались воспоминания различных событий, связанных с рождением Спасителя, Его пришествия в мир, крещения в Иордане от Иоанна и первого чуда на браке в Кане Галилейской. В литургическом календаре армянской Церкви такая практика сохраняется до наших дней, а в латинской литургической традиции в день Богоявления поминается поклонение волхвов Богомладенцу Христу, а крещение Спасителя в Иордане поминается в ближайшее воскресение после 6 января. Праздник Богоявления, как память о крещении Спасителя в Иордане, обрел значение после того, как был установлен праздник Рождества Христова 25 декабря, в день декабрьских календ. Рождество сначала стали праздновать в Риме (не позднее 354 г.), при папе Юлии, позднее и на Востоке. «Апостольские постановления», канонический памятник сирийского происхождения и датируемый исследователями приблизительно 380 г., повелевает праздновать Рождество (25 декабря) и «День явления, в который Господь показал нам Божество Свое» (6 января). В Константинополе праздник Рождества был введен св. Григорием Богословом в 379 г. во время его недолгого правления столичной кафедрой. Таким образом, праздник Богоявления, как память крещения Христа и явления Святой Троицы, с чем и связано возникновение обычая освящать воду в этот день, был установлен не ранее конца IV века.

В Иерусалиме разделение праздников Рождества и Богоявления произошло несколько позднее. Отрывочные сведения о богослужебном чине Богоявленского освящения воды в Иерусалимской Церкви сообщает нам «Иерусалимский канонарь» (VII в.), дошедший до нашего времени в грузинском переводе. По преданию, нынешний богослужебный чин Великого освящения воды составил святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (ок. 560-638 гг.).

Великое освящение воды по церковному уставу совершается дважды – в день навечерия (Крещенского сочельника) и в сам день праздника совершается в соединении с Божественной литургией. Вопреки распространенному заблуждению нет никакой разницы в «благодатной силе» между водой, освященной в тот или другой день. Во-первых, вода освящается по одному и тому же литургическому чину. Во-вторых, изначально освящение воды совершалось именно накануне праздника, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, а также Типикон. Двукратное освящение воды вошло в практику Православной Церкви после XII в. Однако интересно отметить, что сама традиция освящения воды для целей, не связанных с Таинством Крещения возникла еще в глубокой древности, на заре истории Церкви, задолго до формирования чинопоследований. Например, священномученик Александр, папа Римский (II век), ввел обычай освящать воду, чтобы верующие кропили ей свои жилища.

Существует большой праздник на Руси - Крещение Христа (Богоявление Господне). Относится он к двунадесятым празднованиям Православной Церкви.

Богоявлением Господним заканчиваются «святочные» вечера, длительность которых составляет 12 дней. Существует упоминание этого события в Евангелии от Святого Марка - «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».

Иисус Христос своим Крещением, принимаемым от Иоанна, глаголит нам о том, что спаситель пришел для воссоединения со всеми нами грешными, нуждающимися в спасении, став одним из нас. Вводит он нас в безгрешную жизнь свою, «берущий на себя грехи мира». Еще раз показывает Иисус всему народу, что он пришел не осуждать и судить, а пришел он, дабы помочь достигнуть нам совершенства сути жизни. Через Крещение Иисуса Христа, нам открывается путь для общения с Создателем.

Навечерие Богоявления

Весьма значимым днем, который предшествует Богоявлению Господню, является Богоявленский вечер или Навечерие Богоявления, празднуется он 5 января по новому стилю или 18 января по-старому. В этот день все верующие христиане постятся. Трапеза, которая следует за ним, гораздо скромнее и умереннее, по сравнению с Рождественской трапезой.

До Навечерия Богоявления все люди тщательно моются, а также вымывают жилые помещения и хозяйственные постройки от грязи и мусора. Делается это для того, дабы все чистое было окроплено освященной водой, которую приносят из церкви после праздничной службы, чтобы уберечь от нечистой силы, которая, как считается, вовсю разгуливает в самый канун Богоявления Господня.

Само Навечерие Богоявления подводит нас к завершению праздника колядования. Издревле Православная Церковь негативно относится к обрядам гадания и опосредованному общению с нечистыми силами. Люди прекрасно об этом знают и всеми силами пытаются снять с себя этот грех. Христиане, с верою в своей душе и с верою в святую воду, идут в этот день к озерам и рекам. Идут они, не смотря на «Крещенские морозы» и окунаются в прорубь, вырубленную в форме креста.

Есть еще один способ избавиться от нечистой силы, им является Крещенский снег. В Навечерие Богоявления специально собирают снег, его бросают в колодцы и подмешивают в корыто с кормом для птицы и домашнего скота. Еще одним способом для того, чтобы уберечься от нечистой силы, является начертание мелом или углем креста. Крест этот чертится на всех входах в жилище и других строениях.

Богоявление Господне

Праздник Богоявления Господня в народе имеет название «Водокрещи». По старой традиции в этот день святой считается любая вода: озерная, речная и так далее. Пробиваемая для доступа к воде прорубь, получила название Иордань. Вокруг вырубленной проруби совершался Крестный ход, служился молебен, и тем самым происходило освящение воды.

Опираясь на древнерусские верования и традиции, в период двенадцати святочных дней по земле ступает новорожденный Бог. Любой труд в этот день считается грешным. Так как именно в дни святок все люди должны придаваться духовному общению с землей и небом, а не рассеивать свое внимание на житейские нужды. Чудесными знамениями сопровождается явление Бога, вступают в силу мощнейшие стихии и бренному человеку дано видеть это и знать. Особую силу, стихии эти, приобретают в Рождественскую и Крещенскую ночи. Принято считать, что в ночь Крещения, вся вода приходит в движение, отдавая дань Крещению Иисуса Христа. Сила и энергия воды становится чудодейственной. При помощи Божественной силы такой воды могут излечиться хворые, зачастую ее давали детям.

Праздник Рождественских святок длится с 7 по 19 января и заканчивается святым праздником Крещение. Основываясь на рассказе библии, Иисус Христос был окрещен в водах древней реки Иордан. Накануне Крещения, то есть 18 января, все семейство, так же как и перед Рождеством, собирается за общим столом. На стол подаются довольно простые или даже «голодные» блюда, такие, как «бедная» кутья . Называется она так, потому что накануне Крещения возбраняется есть, так как в это время идет суровый пост, и готовят ее без молока и сливочного масла.

На «бедную» кутью приходится довольно интересный обряд, название которого «Изгнание кутьи». Суть данного обряда сводится к тому, что необходимо взять ту емкость, в которой варилась кутья и разбить ее о свои ворота. При этом необходимо приговаривать: «Прочь кутья из покутя».

Возвращаясь к утру после ночной службы, следует окропить святой водой каждый уголок своего жилища, тогда в нем будет царить покой и порядок. Считается, что в ночь накануне Крещения, животные способны изъясняться человеческим языком, однако не стоит прислушиваться к их разговору, ничего хорошего это не предвещает.

Дню святого Крещения особенно радовались дети, так как их ждало много разнообразных действ. Одним из них является выпускание голубей, птицы эти символизируют праздники, которые заканчиваются.

С самых древних пор народ веровал в то, что на Богоявление Господне светит солнце, а в ночь на Крещение - открывается небо, которое символизирует собой общение с Богом.

Народные приметы

Богоявление Господне есть тот праздник, который дает отсчет для предстоящего сельскохозяйственного года. Ранее, крестьянский быт был напрямую завязан с постоянным бдением относительно всевозможных перемен в живой природе, а также поведением животных и растений. Благодаря этому, появилось множество народных примет , различных пословиц и поговорок: «Если на Крещение подымаются сильные вихри - к хорошему роению пчел», «Снегу на Крещение надует - хлеба прибудет», «На Богоявление снег хлопьями - к урожаю, ясный день - к неурожаю», «Звездная ночь на Богоявление - урожай на горох и ягоды», «Если небо всюду будет пасмурным, то всякому хлебу будет род», «Коли на Крещение собаки много лают, будет много зверя и дичи», «Коли силен мороз на Водокрещи, на хлеба не ропщи».

Бренный мир наш становится дорогой к общению с Богом, прирастающей к живой и вечной жизни. Торжественно празднуем мы пришествие в светлый и радостный день Богоявления Господня. Как бы то ни было досадно, но ведь именно Крещение является последним праздником в ряду Рождественских и Новогодних, а это означает, что вновь нужно засучить рукава и приняться за работу.